Подстава от Минздрава: пациент – не тест ЕГЭ!

12:45 / 06 июля 2017
С лозунгом «Пациент – не тест ЕГЭ» студенты-медики в этом году тщетно противостояли появлению аккредитации Минздрава. Нововведений ждали поступившие в 2011 году на обучение по программе ФГОС 3. Им обещали внедрение в систему высшего медицинского образования «лучших европейских» моделей, а народу – врачей нового поколения. Что пошло не так, и какие сюрпризы преподнесло Министерство здравоохранения будущим врачам - в материале интернет-издания «ПроОрен».

Как учили студентов-медиков до 2017 года

В далёком 2011 году в поликлиниках наблюдалась выраженная нехватка участковых педиатров и терапевтов. Значительная часть из них не могла даже позволить себе такой роскоши, как выход на домашние вызовы. Тогда же к тяжёлой доле дефицитного врача начинали готовить первокурсников медицинских университетов. Чиновники ликовали в ожидании молодых и перспективных врачей, готовых занять пустующие ставки. Но, как известно, что одному хорошо, другому плохо.

Время неумолимо шло, а студенты так и не представляли, что конкретно их ждёт «в конце тоннеля». Страшилки об отмене интернатуры и обязательной отработке трёх лет на участке в поликлинике щекотали нервы. Изменения туманно прослеживались в самом обучении в виде балльно-рейтинговой системы, увеличения часов практических занятий и количества экзаменов в разные сессии…

Изменения в правилах аккредитации в медицинских вузах

В результате без пяти минут врачи в 2016 году забыли про интернатуру. С особым рвением будущие ординаторы посещали научные кружки, писали статьи и зубрили учебники по специальностям, на которые планировали подавать документы в ординатуру.

Но за месяц до экзамена вышел новый приказ. В разгар государственного экзамена вышел приказ Минздравсоцразвития от 11.05.2017 № 212н «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры». «Медицинский аналог ЕГЭ» (как назвала его министр здравоохранения Вероника Скворцова) состоит из трёх этапов: тестирование на компьютере, выполнение практических навыков в симуляционном центре и собеседование по клиническим задачам, где нужно поставить диагноз и назначить лечение.

Сначала все ждали получения на руки тестовых заданий. Начиная с 1 февраля 2017 года, на официальном портале аккредитации врачей они начали появляться. К 27 апреля организаторы сообщили об удалении части вопросов. Например, только в специальности «Педиатрия» исключили  более 50 заданий, оставив чуть более четырёх тысяч вопросов порой абсолютно нелогичных.

Источник: fmza.ru

Стоит подчеркнуть, что при идентичных вопросах ответы на них разные (прим.ред. - эталон ответа «А»). Про грамматические и орфографические ошибки в Интернете тоже сказано не мало слов.

Далее настал черёд практических навыков в симуляционном центре. Порядок выполнения навыков, их количество и содержание менялось много раз. Даже у преподавателей вузов голова шла кругом от фантазии вышестоящих инстанций. Организаторы вносили поправки и изменения даже за день до проведения второго этапа. Помимо этого, бланки оценок у экзаменаторов разительно отличались от чек-листов студентов.

Третий этап. Самая интригующая часть аккредитации. Студенты готовились к худшему. И действительно, задачи появились, а ответы к ним – нет. В некоторых учебных заведениях преподавательский состав сам начал решать задачи, в других - инициативные группы студентов, кто-то даже начал продавать ответы через приложения. Спустя некоторое время уже дрожащее братство белых халатов получило инструкцию по применению, соответствующую всем требованиям организаторов аккредитации. Только это ситуацию не упростило. Более 280 задач будущие врачи должны знать наизусть.

Постоянная неопределённость и изменения в программе связывали руки при подготовке. Отчасти виноваты администрации вузов, не обеспечивавшие на протяжении всего обучения практики в симуляционных центрах, отчасти чиновники, не разработавшие план обучения будущих героев первичного звена. В группе «Аккредитация врачей» в соцсети «ВКонтакте», кстати, провели опрос среди выпускников 70 образовательных организаций разной подведомственности «Какое влияние оказало внедрение первичной аккредитации на учебный процесс выпускного курса?».

Как с гарантией поступить в ординатуру после медвуза в 2017 году

Согласно новым стандартам, при поступлении в ординатуру учитываются из всех трёх этапов только результаты теста, большинство вопросов которого касаются лишь поликлинической терапии. Выпускник с результатами тестирования в рамках аккредитации сможет претендовать на место в ординатуру по любой специальности.

При подаче документов начнётся очередная гонка за баллы, ведь одного теста для поступления в ординатуру мало. Выпускникам необходимо было в течение шести лет получать специальные достижения: красный диплом (+100 баллов), правительственные стипендии и стипендия Президента РФ (+100 баллов), именные стипендии (+50 баллов), а также стаж медицинского или фармацевтического работника (+50-80 и более баллов). В том самом 2011 году никто не предупреждал вчерашних школьников, что впереди их ждёт тяжелейший квест.

Отметим, что все эти достижения одновременно получить крайне сложно в силу специфики обучения в медицинских университетах. Только в Оренбурге с педиатрического факультета выпустились лишь два (!) человека с красным дипломом.

В то же время многие специальности в ординатуре перевели исключительно на целевой приём. Значит, попасть на обучение заветной профессии можно, лишь заключив трёхсторонний договор. Никакого общего конкурса. Только сделка выгодная по большей части исключительно Министерству здравоохранения и работодателю.

Что мы имеем после реформы итоговой аккредитации в медвузах

Итак, выше мы упоминали про трехлетнюю отработку в поликлинике перед ординатурой. Про это и речи не было ни в одном законе или выступлении представителей Министерства здравоохранения. Но никто и не обещал, что этого не случится…

Что мы имеем на выходе? Внушительное количество студентов, учившихся хорошо и стабильно, но не имевших премий, публикаций и стажа работы в медицине. Их судьба теперь зависит исключительно от результатов тестирования, поскольку дополнительных баллов они лишены.

Что делать особо жаждущим поступить в ординатуру? Правильно! Набирать те самые баллы, работая участковыми педиатрами или терапевтами, а лучше всего на селе – больше вознаграждение получат.

Дойдут ли до финиша все, когда-то желавшие стать врачами? И сколько из них уйдут из медицины? С каким настроем в поликлиники уйдут те, кого «прокатили» с поступлением в ординатуру? Какое отношение будет у тех самых терапевтов и педиатров к пациентам? Пока все это – вопросы без ответов, которых, возможно, не знают даже законодатели.