Дьявол, девять женских портретов и благотворительность

17:12 / 07 февраля 2017

Как мистика привела к желанию помогать, ProOren рассказала оренбургский фотограф Аза Щербакова. Она – автор выставки «Девять инь», вернисаж которой состоится в Рабочей станции в Оренбурге 17 февраля.

– Аза, как возникла идея создания выставки?

– Моей работе над серией женских портретов предшествовали мистические переживания. Раньше я не хотела говорить о них ни одной живой душе. Теперь, наоборот, желаю, чтобы мою историю узнали многие. Вдруг она поможет тому, кто столкнулся с похожими переживаниями?

Непосредственно к идее выставки подтолкнула книга Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим», но еще раньше я сама, как героиня этого романа, столкнулась с выбором между добром и злом.

Осознаю, что со стороны моя история выглядит фантастически, но чувства, которые она вызывала, испытаны мной не во сне, а наяву.

Началось все со святочного гадания, казавшегося нам с подругами невинной забавой. Мы вызывали дьявола, и большинство предсказаний, полученных тогда, впоследствии сбылось. Получив ответы на свои вопросы, попросили представителя темных сил уйти, но он дал понять, что остается.  Испугавшись, залили атрибуты гадания святой водой, а на дне банки спустя время я обнаружила черные хлопья. Это стало для меня свидетельством того, что злое начало существует, ведь святая вода обычно не портится. На протяжении многих лет обращалась к темным силам за исполнением любых желаний, и они сбывались. Считала себя злым человеком, и мне нравилось быть такой. Но со временем становилось все тяжелее жить с черным сердцем.

Однажды осталась в доме одна. Проснувшись ночью, необъяснимым образом увидела в квартире человеческий силуэт с рогами и копытами. От ужаса я оцепенела и в тот момент поняла, что зло в моем сердце – результат лояльности к темным силам. Я увидела, как оно меня портило, почувствовала, что не способна справиться с приступами зависти, страхов, неприязни самостоятельно.

Помогло православие. Я решила принять крещение. Во время таинства в церкви казалось, что во мне буйствует незримый дракон, но после церемонии ощутила долгожданную чистоту на сердце.

Книга «Дьявол и сеньорита Прим» отозвалась во мне воспоминаниями о пережитых событиях. Прочтя ее, решила, что пришло время рассказать мою историю, оставить ее позади и двигаться дальше. Вот почему в названии выставки девятка.  Она символизирует законченный цикл, завершение старого и начало духовного пути. Я хочу получить перерождение в портретах своей выставки.

Инь – женское, темное начало на знаменитом круге с двумя «рыбками»-противоположностями, поэтому на моей выставке – женские портреты.

Я хочу напомнить посетителям выставки, что чем больше мы кормим зло, тем меньше шансов у добра победить, призвать людей всегда выбирать светлую сторону.

– Как идея выставки отразилась в портретах?

– Я доверяла своей интуиции, работая над фотографиями. Она подсказывала, какой подобрать колорит, композицию, модель. Все девушки на моих снимках в красном платке. Некоторые из них спят. Этим я хочу показать, что люди часто находятся в неосознанном состоянии, когда нужно выбирать жизненную дорогу.

Композиция одного из портретов значительно отличается от других. Она – своеобразный смысловой центр выставки, и будет под покрывалом до окончания презентации.

Средства от продажи портретов будут направлены в благотворительный фонд Натальи Чертовой «Наши дети 56». Я знаю, сейчас идет сбор средств на инвалидное кресло мальчику. Надеюсь, получится помочь этой семье вырученными деньгами. Считаю, что если у нас есть возможность помогать, мы должны это делать. Машину, дом и дачу не унесешь с собой, а доброе имя забрать можно. Кроме того, в будущем я собираюсь отчислять процент от своих гонораров за фотосъемку в благотворительный фонд.

–Когда ты увлеклась фотографией?

– Я начала фотографировать лет шесть назад, потому что это было модно. Мне казалось, так просто – купил камеру и снимай. В какой-то момент поняла, что мне неинтересно снимать травинки и былинки, что я хочу фотографировать людей, ловить их эмоции. Неизвестно почему люблю людей с большими, колоритными носами. Как завижу такого человека, хочется снять его и в профиль, и анфас и пообщаться. Хотя вообще все, что связано с фотографией, люблю. Единственное, чего не люблю – делать групповые портреты. У меня не лежит к этому душа, и они мне не удаются.

Ну а раньше мне в фотографии не удавалось гораздо больше. Долгое время мои работы не рассказывали никакой истории, что так ценно для хорошего снимка. Тогда я начала учиться. Первым моим мастер-классом стал курс одного из лучших московских свадебных фотографов Юли Франтовой. Я вернулась с него вдохновленной, с уверенностью, что у меня будут получаться отличные фотографии. Но у меня снова ничего не выходило! На несколько месяцев я погрузилась в депрессию и не хотела брать в руки фотоаппарат. Переломный момент наступил, когда попробовала сфотографировать историю о том, как бабушка приобщает внука к религии. В этих снимках добилась желаемого – смогла запечатлеть в кадре историю.

Расскажи о своих планах.

– Сейчас я выбираю моделей для новой серии портретов «Девять мандал». Эти сакральные изображения могут воздействовать на человека в положительном ключе. Я хочу сделать мандалы успеха, женской гармонии, богатства, любви и подарить их людям, которых выберу, пожелав таким образом качеств и обстоятельств, которых, как мне кажется, им не хватает. А портреты с мандалами впоследствии составят новую выставку.