Истории от ProOren: Записки о старейшем театре на Урале (Часть 4)

11:07 / 05 августа 2016
Продолжение. Часть 1, часть 2, часть 3.

Оренбургский драматический театр был со своим зрителем всегда: в революционное лихолетье, голодные 1920-е, военные и послевоенные годы. О том, как жил театр в эти трудные времена и пойдёт речь далее.

Осенью 1905 года на оренбургской сцене господствовала мелодрама. Осторожная дирекция, опасаясь революционного движения, охватившего всю Россию, избегала ставить «политически вредные» пьесы. Но поскольку репертуар не соответствовал духу времени, то вскоре актёры взбунтовались и потребовали от театрального начальства вернуть на сцену запрещённые спектакли.

В 1917 году оренбургский драмтеатр поставил «Кровь» по одноимённому сочинению С. Шиманского. Но в день премьеры зал был пуст, поскольку в городе было неспокойно, ожидались массовые беспорядки и кровопролитие.

В 1919 году режиссёры и актёры в жарких спорах постановили «освободить театр от рутины», после чего занялись творческими экспериментами.

Особую страсть служители Мельпомены всегда питали к истории края. Первая постановка «Осада Емельяном Пугачёвым Оренбурга» была представлена оренбургской публике в 1920 году. Желающих посмотреть было так много, что артисты решили выступать под открытым небом, на форштадтской площади.

И в последующие годы артисты неоднократно обращались к данной теме. Так, в целинные 1953 и 1955 годы публика лицезрела драму В. Пистоленко «Емельян Пугачёв», а в 1973 году оренбуржцы ходили на премьеру «Место действия – Россия» (по мотивам поэмы Н.К. Доризо). Благосклонно приняли зрители и постановки «Капитанской дочки» в 1983 и 2000 годах.

С 1932 года театр стал носить почётное имя пролетарского писателя Максима Горького. Чем театр гордится по сей день. Отметим, что оренбургские актёры в разное время воплотили на сцене всех горьковских персонажей.

В 1937 году, к столетию со дня гибели А.С. Пушкина, Н. Медведев вместе с М. Рахмановым и С. Пронским поставили «Бориса Годунова». Критика доброжелательно встретила спектакль, по-своему объяснявший причины провала реформ царя Бориса.

В годы Великой Отечественной войны край жил насыщенной духовной жизнью. Зритель увидел 46 пьес из репертуара классиков и зарубежной драматургии. Вот некоторые из них: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Лес» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Русские люди» К. Симонова, «Олеко Дундич» А.Г. Ржешевского, «Раскинулось море широко» В.В. Вишневского.

Руководители в творческом поиске пытались по-новому взглянуть на классический репертуар. К числу таких исканий относится и режиссура Ю.В. Иоффе. Критика и зрители были в восторге от премьеры «печальной повести» о Ромео и Джульетте 1957 года. Старожилы рассказывают, что особенно эмоциональна и глубокомысленна была заключительная сцена, когда на могиле детей Монтекки и Капулетти в знак примирения сложили обагрённое кровью оружие.

Продолжение следует…

Читайте также: