Рифкат Исрафилов: мы хотим задеть зрителя, оставить отпечаток в его душе

10:52 / 09 ноября 2016

С большим успехом на сцене Оренбургского театра драмы им. М. Горького идет спектакль «Любовь и голуби». Желающих побывать на премьере очень много: билеты раскупаются практически мгновенно. Учащимся «Школы дипломатии» (действует на базе ОДТДиМ им. В.П. Поляничко - прим. ProOren) в этом плане повезло чуть больше: им посчастливилось в числе первых увидеть постановку, а позднее их пригласили на встречу с труппой.

Похоже – не похоже? Не в этом соль

Разговор получился живым и непосредственным, артисты охотно отвечали на многочисленные вопросы юных зрителей. В первую очередь ребята пожелали узнать, почему именно эту пьесу выбрал режиссер? В последние месяцы художественный руководитель Рифкат Исрафилов неоднократно отвечал на этот уже традиционный вопрос, поэтому сейчас он ограничился кратким замечанием: «Потому что про любовь».

Но молодежь настаивала на подробностях: «А чем вас еще привлекло это произведение?».

Тут уж режиссер был более словоохотлив. Он с теплотой вспомнил о своем знакомстве и сотрудничестве с Владимиром Гуркиным в рамках творческой лаборатории.

«Это был удивительный человек. Необыкновенно добрый, - рассказывает Рифкат Вакилович. – В Оренбургском театре драмы много молодежи, поэтому мы с ним договорились, что Владимир Павлович напишет пьесу для нас. Но не успел, преждевременно ушел из жизни.

Но мне так нравится его драматургия! Для меня Василий Шукшин, Александр Вампилов и Владимир Гуркин являются продолжателями традиций русской психологической школы. Убежден, что эти авторы обязательно должны быть в репертуаре современного драматического театра. Сегодня это настоящая русская классика.

Уходит из жизни человека самое сокровенное – его любовь к родной земле. Меня и мой коллектив это очень беспокоит, мы хотели высказаться по данному поводу. Мне показалось, что “Любовь и голуби” могут стать продолжением темы, поднятой ранее в спектакле “Милые люди” по произведениям Шукшина.

Если вы будете сравнивать нашу постановку и кино, то увидите, что разница у нас большая. Мы говорим о другом».

По словам исполнительницы главной роли Марии Губановой, артисты специально не пересматривали фильм, чтобы не подпасть под влияние работы Владимира Меньшова.  

«Хотели создать свой образ, рассказать историю, - добавляет актриса. - И очень приятно слышать, когда знакомые признаются, что первые пять минут еще сравнивают экранизацию и наше представление, а потом об этом забывают и просто переживают за героев».

«Жду любви невероломной…»

«Так неожиданно и здорово было увидеть в спектакле живых голубей. Насколько легко было с ними работать?» - поинтересовалась еще одна участница «Театральной гостиной».

«Людей, которые держат в Оренбурге голубей, немало, но голубятник Евгений Александрович нас покорил. После первой встречи возникло такое ощущение, что это герой Антона Павловича Чехова. Жаль, что мы его на встречу с вами не пригласили, думаю, он бы вам много чего интересного рассказал», - посетовал Рифкат Вакилович.

«Животным, конечно же, нужно время, чтобы к людям привыкнуть, а его у нас не было. С голубями мы начали работать за несколько дней до премьеры. Птицы на репетициях вели себя тихо, но когда пришли зрители в зал, они разволновались. Владелец пернатых предупредил, что если голуби вылетят в зал, то мы их назад не загоним. Конечно, из-за этого очень сильно переживали, - добавляет исполнитель роли Васи Кузякина Борис Круглов. -  Но у меня сложилось такое впечатление, что голуби все понимают».

«Обратили внимание?! – подхватила Ирина Прохорова (Раиса Захаровна – прим. ProOren). – Когда звучат песни, то голуби по жердочке в такт передвигаются».

Кстати, подпевать и двигаться в такт хочется всем: музыкальные вставки органично вплетены в канву спектакля, песни на свой лад пересказывают историю Васи и Нади Кузякиных.

«Это заслуга Тамары Ивановны (помощник художественного руководителя по литературной части Тамара Пикулева – прим. ProOren), она предложила такой ход. И действительно, от этого постановка только выиграла, - замечает Рифкат Вакилович. - Идея взята из жизни. Помню, когда я был молодым, то в деревнях по вечерам всегда звучала гармонь, лилась песня».

Оправдать, чтобы понять

«Мне, кажется, что в каждой роли актер делает какое-то открытие. Скажите, а что открыли вы?» - последовал очередной вопрос.

Для Бориса Круглова роль Васи Кузякина является памятью об отце, который в юности был голубятником.

«Помню в детстве, мы жили на четвертом этаже, мой папа заманил в квартиру пару голубей. Они у нас до весны в ванной комнате жили. Как ему удалось? До сих пор гадаю», - признается Борис Круглов.

Мария Губанова считает, что с новой ролью артист становится душевно богаче, потому что проживает еще одну жизнь. И этим богатством она спешит поделиться с публикой.

«Рада, что у меня есть такая замечательная роль, - отвечает актриса. - Этот спектакль очень дорог мне. Он о таких важных человеческих ценностях, как семья, дом. И я стараюсь каждый спектакль прожить так, чтобы донести до зрителя мысль, что нужно беречь и заботиться о своих близких. Если у человека рушится семья, то у него рушится и весь мир».

Мария Губанова также поделилась, что у нее в гримерке с партнершей, играющей старшую дочь Люду (Анастасия Павлова – прим. ProOren), возник небольшой спор. Молодая актриса посетовала, что внимание зрителей все время приковано к главным действующим лицам. 

«Я не согласилась с ее мнением, потому что для меня в этой постановке самое важное то, что происходит с детьми. Когда случается разлад между взрослыми, то в первую очередь страдают дети, своими действиями родители причиняют им боль, - говорит Мария Губина. - Мне бы хотелось, чтобы зритель это почувствовал и призадумался».

А вот перед Ириной Прохоровой стояла другая задача, она в спектакле играет Раису Захаровну. По словам актрисы, ее супруг, посмотревший премьеру, потом признался, что он сочувствовал главным героям и сердился на разлучницу.

«Так жалко было твою партнершу, а ты прям такая, что сижу и злюсь на тебя», - поведала о впечатлениях своего супруга Ирина Прохорова.

«В каждой роли своего героя нужно оправдать для себя, понять причины его поступков, - поясняет Ирина Прохорова. - Оправдать до такой степени героя, чтобы он стал тебе ближе».

Для какого зрителя вы работаете?

«Какой замечательный вопрос, - отметил Рифкат Вакилович. – За “Ричарда III” я взялся, отработав режиссером в театре 16 лет. Хотя часто думал о том, кто из моих артистов мог бы там сыграть. Это очень сложное произведение. Возможно, одно из самых сложных для постановки.

Театр элитарен. Для того, чтобы понять драматургию зрителю необходимо быть подготовленным. Публика должна понимать современный сценический язык. Мы работам для тех, кто откликается на происходящее на сцене, кто становится соавтором действа.

Недавно был в Москве, побывал на нескольких представлениях. На одном спектакле рядом со мной сидела девушка, которая весь первый акт, идущий два часа, была в телефоне, когда я у нее в антракте поинтересовался: “Зачем пришли сюда, вы же спектакль не смотрите?”. На что девушка мне ответила, потому что это модно. Ей все равно, что происходит на сцене, но важно завтра объявить, что она там была, - продолжает Рифкат Вакилович. - Артисты отдают зрителю все: душу, энергетику. Понимаете? Они каждый раз играют свою роль так, как в первый раз».

«Рифкат Вакилович, как считаете, а театр может изменить людей?» - прозвучал заключительный вопрос.

«Хотим, чтобы наш зритель, покидая зал, становился чуть лучше. То, что происходит на сцене, должно оставить отпечаток в душе. Вот смотрите, почему супруг задает нашей “разлучнице” такой вопрос? Потому что мы его задели, оставили отпечаток в его душе. Он смотрел спектакль, сопереживал главным героям.

Театр воспитывает, но иначе. Мы хотим повлиять на человека, задеть его душевную струну. Хотим, чтобы появилось желание очиститься».

Вместо эпилога

Своими впечатлениями о встрече поделилась руководитель «Школы дипломатии» Инесса Левина.

«Наша дружба завязалась три года назад. Все началось с того, что мы побывали на одном из спектаклей, потом я оставила отзыв в группе «ВКонтакте» драмтеатра. Дальше больше: познакомились с работой театра изнутри, посещаем каждую премьеру, встречаемся с творческой труппой», - рассказывает Инесса Левина.

По признанию руководителя школы, «Театральная гостиная» - это проект, который обеспечивает диалог зрителя и артистов. Дает возможность нашим воспитанникам задать вопрос, озвучить свое мнение, ну а театру - узнать позицию юных поклонников. Здорово, что мы можем соприкоснуться с искусством, прекрасным.

Фото: Михаил Никонов, архив театра драмы

Читайте также: