Карты, деньги, криминал, или Новая премьера Оренбургского театра драмы

12:29 / 11 ноября 2016

В Оренбургском областном театре драмы им. М. Горького идет подготовка к очередной премьере – «Свадьбе Кречинского». За постановку пьесы Александра Сухово-Кобылина взялся известный режиссер Сергей Яшин, чьи спектакли с большим успехом идут на сцене ведущих театров страны. Народный артист России дал большое интервью корреспонденту ProOren, в котором рассказал не только о том, как идет работа в Оренбурге, но и о своем понимании режиссерской профессии, цензуре, классическом репертуаре и борьбе за зрителя. Представляем вашему вниманию небольшой фрагмент этого интересного разговора.

- Сергей Иванович, при подготовке к интервью обратила внимание, что многие театры, с которыми вы сотрудничали, носят имя Максима Горького. Как объясните этот любопытный факт?

- Конечно, это случайность. Хотя здесь можно и увидеть некоторое притяжение. Ведь и Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова ранее именовался театром им. Максима Горького, и оренбургский, и…

- … тульский, ростовский, ленинградский…

- А я даже очень этому рад, ведь Максим Горький замечательный русский писатель и блестящий драматург. В начале 1990-х годов, конечно, была попытка предать его забвению, поскольку он классик социалистического реализма, а раз социалистического, то давайте мы его «будем пинать изо всех сил». В ГИТИСе на актерском факультете очень часто обращаюсь к прозе Горького, рассказам, заметкам, очень рад, когда удается поставить его пьесы. Например, как это было с «Вассой Железновой» (режиссер поставил этот спектакль дважды: в 2006 году в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова, в 2013 году - на оренбургской сцене – прим. ProOren).

- Вы во второй раз в Оренбург приезжаете…

- Меня очень радует оренбургский зритель. Обратил внимание еще в прошлый свой приезд, что зал всегда полон, публика очень внимательна, отзывчива, живо реагирует на все происходящее на сцене, нельзя даже представить себе, что кто-нибудь во время спектакля будет ходить. Совсем недавно посетил вместе с театральным институтом им. Б. Щукина Томск. Казалось бы, что сибирский город с большими театральными традициями, но сегодня там залы полупустые. И это печально. Каждый спектакль – это борьба за единомышленников. Каждый спектакль! Нет проходных представлений.

Много езжу по России, всегда интересно знакомиться с театрами, коллективами. И когда поступают предложения поставить классику, то я особо и не размышляю, поскольку они полны глубоких идей, знанием людей. Очень люблю Александра Островского, Александра Грибоедова, Бернарда Шоу.

Большое счастье было взяться и за пьесу Сухово-Кобылина. Произведение написано 160 лет назад, и все эти годы оно с большим успехом идет на сценах российских театров. Примечательно, что в Оренбурге антрепренеры поставили «Свадьбу Кречинского» в числе первых.

Про автора могу говорить до бесконечности… О Сухово-Кобылине в свое время Александр Блок отозвался так, что это некое соединение Островского и Грибоедова. Это абсолютно новое явление в драматургии. Трилогия («Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» - прим. ProOren) является предвестием авангарда. А ведь это середина XIX века. Какой Мрожик? Какой Ионеско? Их и в помине не было. И это потрясающе! 

Видите летящие карты (режиссер показывает макет будущих декораций)? Это судьба человека, попавшего в «метель». Блестящий человек, дворянин... Но он все проиграл: имение, деньги, имя, любовь. Кречинский летит в бездну. Чтобы выпутаться из неприятной истории, он решил жениться на богатенькой и наивной девочке. «Репа» - так он ее называет. Под давлением кредиторов, угрожающих его посадить в «волчью» яму, он идет на уголовное преступление. Кречинский бы пропал, но на его защиту стала девушка.

В газете такая история вышла бы в рубрике «Криминальная хроника», но театру интересен не детектив, а душа человека!

Пришел к выводу, что ранее герой не знал любви. Он воспринимал жизнь как игру. Но поступок Лидии перевернул его жизнь. Правда, он не смог откликнуться на возникшее чувство. Откуда я все это взял?! В самой пьесе об этом речи нет. Но вот в продолжении есть письмо Кречинского к Муромскому и Лидии, которые оказались в беде, он им дает сочувственный совет. Казалось бы, зачем ему это? Его никто ни о чем не просит?! Значит, история с Лидой в нем жива, значит, он помнит о ней. А ведь в продолжении описываются события спустя пять лет…

Продолжение следует

Читайте также: