Оренбург увидел «Три сестры» в постановке Льва Додина

09:47 / 02 июля 2017
Оренбуржье посетила труппа Малого драматического театра – Театра Европы под руководством Льва Додина из Санкт-Петербурга. Артисты представили спектакль «Три сестры». Показ состоялся в рамках фестиваля искусств «Арт-окно», учрежденном благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт». Перед премьерой спектакля «Три сестры» в Оренбурге в Оренбурге представители театра ответили на вопросы журналистов.
Источник фото:
Ольга Голенских

«Три сестры» МДТ в первозданном виде

Сцена Оренбургского драмтеатра по пропорциям совпадает с лучшими русскими историческими сценами, поэтому МДТ решили сыграть здесь классическое чеховское произведение.

– На региональных площадках мы играем спектакли в той форме, в какой они родились у нас на сцене благодаря партнерству с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт», – сказала заместитель художественного руководителя МДТ Дина Додина. – Наши спектакли технически сложные, много осветительного, звукового оборудования, своими силами мы бы не смогли организовать гастроли по городам страны.

У оформления спектакля серьезная смысловая нагрузка. Декорации отражают разлад в семье главных героев. Дом Прозоровых в постановке – деревянный каркас с пустыми глазницами окон. Его аскетичность выносит на первый план игру актеров. К финалу спектакля дом выдвигается к самой рампе, заполняя собой жизненное пространство сестер.

Чеховская история о жажде любви

В Малом драматическом театре ставились все крупные пьесы российского драматурга, за исключением «Иванова». Премьера «Трех сестер» состоялась в 2010 году. По меркам МДТ этот спектакль совсем молод, ведь в репертуаре театра Льва Додина постановки живут десятилетиями.

Спектакли Малого драматического театра отличает авторское видение его художественного руководителя. Постановка «Три сестры» представлена как история о жажде любви и крушении надежд из-за того, что любовь не состоялась.

Лев Додин совместно с актерами представил зрителю новое прочтение характеров персонажей.

– Есть штампы, как принято изображать героев пьесы, но Лев Абрамович постоянно повторял: «Так уже играли, давайте попробуем иначе», – отметила заслуженная артистка России, исполнительница роли Ольги Ирина Тычинина. – Во время репетиций меня не покидало ощущение, что пьеса «Три сестры» написана только вчера и ставится впервые.

По ее словам, играя Олю, не приходилось выдумывать черты ее характера: вокруг много женщин, похожих на нее. В ее образе узнают себя те, кто отдал силы на воспитание младшего поколения, а свою личную жизнь не устроил.

Новый взгляд на пьесу «Три сестры»

В спектакле Додина совсем не очевидным становится хрестоматийное противостояние сестер и Наташи Прозоровой, которая в разных трактовках пьесы предстает то антагонистом, то очаровательной пошлячкой.

– Характер персонажа сложился легко, – рассказала исполнительница ее роли Екатерина Клеопина. – Наташа – мать, хозяйка и поступает по-женски. Для нее главное – семья, и она делает все, что, по ее мнению, поможет удержать дом. В ее адрес часто звучат обвинения, но представьте, что ее историю рассказывает вам подруга. Муж - алкоголик и игрок, невестки живут в доме, не работают, имение заложено… И я пытаюсь в своей Наташе выразить обычную русскую женщину, которая взвалила и несет на себе все проблемы семьи.

Еще один штамп в представлении героев развенчан в сцене поцелуя Ирины и штабс-капитана Соленого, которой нет у Чехова. Вот как об этом говорит Елизавета Боярская, в разное время игравшая в «Трех сестрах» в МДТ Ирину и Машу:

– Ирине 20 лет, большую половину которых она мечтает переехать в Москву и ждет своего единственного. Она разрывается от ощущения наполненности молодостью, а вокруг «полтора офицера». Соленый странный, говорит глупости, но он единственный мужественный, харизматичный персонаж и вызывает в ней подлинное женское чувство. Мгновение, когда она на секунду упала в его объятья, окажется в итоге самым большим событием в ее жизни.

Роль Маши досталась мне по наследству от актрисы Елены Калининой

У нее эта героиня была совсем другая – пылкая, темпераментная. Мне интересно найти свой подход, также как в Ирине хотелось показать нечто большее, чем легкомысленность и беззаботность. Согласно стереотипу, Маша - томная, несчастная, а я сделала акцент на том, что она единственная из сестер любима мужем, знает его ласку и заботу.

- Кулыгин любит Машу. Он ответственен за нее и будет оберегать до конца жизни. Он понимает, что Маша моложе, и у нее просыпаются страсти, которых он как однолюб лишен. Уверен, что Вершинин не был единственной ее влюбленностью, но Кулыгин знает: отыграет музыка, военные уедут, и она вернется, - выразил мнение заслуженный артист России Сергей Власов. – И так происходит: Маша поворачивается к мужу и лучезарно говорит: «Надо идти домой?». Когда Лиза Боярская сыграла этот момент, я понял, какие взаимоотношения выстраивать на сцене между нашими героями.

«Трем сестрам» рукоплещут за границей

Малый драматический театр неоднократно представлял пьесу «Три сестры» за границей.  Как ни странно, западный зритель тонко чувствует комедию, заложенную в словах Чехова.

-  В Америке, скажем, зритель больше расположен к смеху, а мы, когда идем на Чехова, настраиваемся на трагедию, и когда нам бывает смешно, стараемся сдерживать себя и даже соседа. «Не шуми, это же Чехов!» - поделился наблюдениями Сергей Курышев, исполняющий роль Чебутыкина. – Думаю, популярность Чехова за границей объясняется тем, что он поднимает общечеловеческие проблемы. Его герои часто рассуждают, что неправильно прожили жизнь. Это понятно и в Азии, и в Европе, и в Америке. Вот почему, играя его пьесы, мы находим со зрителями общий язык.

Читайте также: