В театре музкомедии представили мюзикл «Джейн Эйр»

09:38 / 08 октября 2018
Впервые театральный блокбастер по мотивам романа Шарлотты Бронте показали оренбургскому зрителю в минувший уик-энд.

Создатели ставили перед собой амбициозную задачу – достичь бродвейского уровня представления. Композитор и продюсер, заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург изучал приемы работы с актерами в командировках в Нью-Йорке. Оренбургские артисты в сжатые сроки осваивали новую для них американскую технику «блокинг», которая подразумевает детальную проработку каждой сцены. Выверено все, вплоть до жестов и мимики, а спонтанные отступления от четко выверенного задания исключены.

Готовились к постановке с утра до позднего вечера. Оренбург уже засыпал, когда артисты ещё репетировали. Для воплощения авторской идеи недостаточно было спеть свою партию, как в классической оперетте – требовались универсальные артисты. Выработать необходимые навыки оренбуржцам помогали столичные профессионалы. Каждый участник согласованной постановочной группы отвечал за определенную часть общего процесса – хореографию, вокал, психологический разбор персонажей.

«Репетиции проходили как мастер-классы, – рассказал режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Николай Андросов. – Работа над материалом начиналась с обучения хоровому искусству, вокалу, актерскому мастерству. Иногда доходило до слез отчаяния, до эмоционального истощения, но актеры показали себя как бравые борцы за жизнь на сцене».

Рочестера сыграл Сергей Гурьянов. Ему удалось точнее всего воплотить образ байронического героя. Актера на роль хозяина готического поместья больше не нашлось – он один играет в двух составах.

Главную женскую роль исполнила Евгения Провоторова. Во втором составе ее заменяет студентка оренбургского института искусств Анна Хуснутдинова. Музыкальный руководитель постановки, супервайзер Валерия Брейтбург поделилась достижением - «новенькую» Джейн подготовили всего за восемь дней.

Отдельных слов заслуживают костюмы для спектакля. Всего их 170. И это не считая двухсот пятидесяти элементов костюмов, сделанных вручную. На каждом платье – по восемь видов кружев. Многослойные юбки, воротнички, корсеты, цилиндры полностью выдержаны в стиле викторианской эпохи. Художник-постановщик Екатерина Крюкова отстаивала каждый сантиметр, не допуская отступлений от исторической правды. Даже при ближайшем рассмотрении сложно найти неровный стежок или небрежную деталь. Обычно сценические костюмы выполняют грубее. При этом, несмотря на корсеты, все платья рабочие. В них удобно двигаться и петь.

Декорации к спектаклю не менее уникальны. При их создании не использовали фотопечати – только ручная работа. Это сложный путь, который выбирают далеко не все театры. Выполнено 70 элементов декораций, а для сцены венчания Джейн и Эдварда вручную создано тысячу роз, орхидей, лилий и глициний.

«У нас в театре нет условий для такой масштабной работы, – рассказала директор Оренбургского театра музыкальной комедии Светлана Борисова. – Не работает система кондиционирования, поэтому художники проявили мужество, расписывая декорации прямо на полу в летнюю жару. Складов для хранения костюмов тоже нет, поэтому мы «выселили» часть ассистентов, балетмейстеров, чтобы освободить дополнительные помещения, и все равно некоторые костюмы хранили в коридоре».

Ментально близкая оренбуржцам степная удаль далека от английской чопорности,  поэтому актеров переучивали даже двигаться. Зрители постановки увидят, как те времена ходили англичане, с каким наклоном головы они вели беседу, как скрещивали пальцы рук. От актеров требовалось сознательно овладеть этими тонкостями, чтобы точно отразить эпоху, описанную в романе.

Как работали над мюзиклом «Джейн Эйр» в Оренбурге

Совместная работа над масштабным проектом длилась с минувшей весны. Всего над инсценировкой трудилось свыше 150 человек. Написание либретто потребовало ещё более длительного срока – около года. Сложность для поэта-песенника Карена Кавалеряна состояла в том, чтобы перенести содержание романа в формат двухчасового спектакля, не потеряв динамичности повествования и сохранив дух истории о волевой и неординарной героине. Творческим вызовом для него стала задача написать диалоги героев пятистопником – стихотворным размером, предполагающим особенно кропотливую работу. Автор либретто подчеркнул, что это сценическая версия романа по мотивам произведения. Зрителям стоит учитывать, что определенные требования к инсценировке предъявляет и жанровая специфика.

Опускать планку Оренбургский театр музкомедии не намерен. Перед премьерой «Джейн Эйр» постановочная группа обсудила планы на будущий год, и не исключено, что вскоре на местной сцене поставят мюзикл «Капитанская дочка» по пушкинской повести, музыку к которому написал народный артист России Максим Дунаевский. 

Читайте также: