Кукольный «арбузник»

12:35 / 27 сентября 2016
С самого начала этот театральный форум оказался в списке самых престижных в стране. За время существования в нём приняли участие лучшие профессиональные коллективы из 13 стран: Авс­трии, Бол­га­рии, Гер­ма­нии, Из­ра­иля, Фран­ции, Швей­ца­рии и других. 

В нынешнем году фестиваль приурочен к 25-летию муниципального театра кукол «Пьеро». На него поступило около 30 заявок, из них по принципу художественности и новизны отобрали десять. Поздравить коллег с юбилеем приехали как давние друзья оренбургских кукольников, так и незнакомые местному зрителю коллективы.

Это ведущие театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Гатчины, Омска, Севастополя, Ханты-Мансийска, Ульяновска, Ставрополя, а также гости из Болгарии. Помимо детских постановок на оренбургских подмостках покажут спектакль для взрослых.

– С каждым разом фестиваль становится краше, – поделилась мнением известный театральный критик, старший преподаватель кафедры русского театра СПбГАТИ Арина Шепёлева, не пропустившая ни одного «Оренбургского арбузника». – Это не просто комплимент. Оренбургский фестиваль точно представляет срез кукольной жизни в стране. В его афише нет случайных названий: программа подобрана так, что неинтересных, провальных спектаклей не увидишь, что редкость для театральных смотров. Они разноплановые, разнохарактерные, с разными куклами или вообще без них, но схожие в том, что каждый из представленных спектаклей можно обсуждать всерьёз, на профессиональном уровне.

Жемчужиной фестиваля Арина Шепелёва назвала спектакль хозяев театрального форума, постановку «Про Алёнку и её гусёнка» по пьесе Нины Гернет, написанную в тридцатых годах прошлого века и сразу ставшую театральным хитом. Критик подчеркнула, что художественному руководителю театра «Пьеро» Александру Ярилову удалось найти неожиданное режиссёрское решение, несмотря на то, что за 80 лет этот спектакль не ставили разве что на Луне. Необычность постановки в глубинных смыслах, заложенных в ней. Она интересна как маленькому зрителю, так и театроведам.

– Этот спектакль можно отнести к так называемым лабораторным постановкам, нацеленных на профессиональную искусствоведческую аудиторию. Сегодня такие показы встречаются нечасто, их время от времени могут позволить себе большие театры с хорошим финансированием. Важно, что эта особенность оренбургской постановки не исключает востребованности у простого зрителя, –  сказала она. –  Уникальный спектакль подготовлен на завершение фестиваля – это постановка с классическими трюковыми марионетками Санкт-Петербургского кукольника Виктора Антонова «Цирк на нитях». Я смотрела его раз 40 и пойду ещё.  

Среди почётных гостей фестиваля - экс-президент Российского центра Международного союза деятелей театров кукол UNIMA (г. Рязань) Валерий Шадский.

– Фестиваль в «арбузной столице» России среди других театральных форумов один из самых сладких и сочных, – сказал он. – Атмосфера на камерных спектаклях, которые на него привозят, очень тёплая. Товарищеское отношение друг к другу – одна из основных черт кукольников, которые совершают незаметное, но необходимое для любой страны дело, потому что сила государства не в нефти и металле, а в людях. Зёрнышки добра закладываются с помощью искусства с самого маленького возраста, и театр здесь выступает в качестве мощного оружия, включая в себя изобразительное, хореографическое, вокальное и другие виды искусств. 

Читайте также: