Артист, которого публика любит и ждет

21:17 / 24 ноября 2019
Тот, кто часто бывает в оренбургских театрах, знает: хорошие артисты встречаются не только на столичных театральных подмостках и телеэкранах. Доказательство тому – актер Азамат Нугуманов. Уже почти 20 лет артист служит в Оренбургском государственном театре музыкальной комедии, зрители знают его по десяткам прекрасно отыгранных ролей. Генрих из «Летучей мыши», Роберт из «Джейн Эйр», Лонгрен из «Алых парусов» - этих абсолютно разных персонажей он воплощает на сцене. О режиссерских амбициях артиста, любимых ролях и жизненной философии – в материале ProOren.

Вместо оперы – театр

Азамат Нугуманов родом из города Туймазы Республики Башкортостан. Артист получил два музыкальных образования в Уфе, и как многие выпускники вокального отделения мечтал стать оперным певцом. По окончании учебы он прошел прослушивание в Ижевский театр оперы и балета, где прослужил два года, а затем переехал в Оренбург. С 2000 года служит в театре музыкальной комедии.

«Если бы здесь был оперный театр, я попробовал бы прослушаться. Но жанры оперетты, мюзикла, музыкальных спектаклей тоже интересны - надо уметь и петь, и танцевать, и играть как драматический актер», - делится артист.

Сейчас на счету Нугуманова десятки абсолютно разноплановых ролей – у него отлично получаются как героические, так и комические персонажи. Так, к примеру, в оперетте «Летучая мышь» актер играет озорного ловеласа Генриха, в спектакле «Биндюжник и Король» - юродивого старожила Арье-Лейба, а в «Алых парусах» перевоплощается в угрюмого Лонгрена.

«Но все же мне ближе комические роли, живые и озорные персонажи. Сам по себе я человек задумчивый, поэтому нравится себя будоражить. В жизни я более приземленный», - признается актер.

Режиссерский опыт

Помимо актерской игры, Азамат Нугуманов выполняет в театре и функции ассистента режиссера. Иногда в одной и той же постановке ему приходится выступать и в роли руководящего, и в роли исполнителя. Это непросто: такое умение переключаться приходит с опытом. Сам Нугуманов считает, что хорошие режиссеры получаются их тех, кто прежде были отличными актерами.

Особенно сложно бывает работать с артистами. Иногда приходится говорить какие-то не очень приятные вещи и делать замечания, на которые актеры часто обижаются.

«Мы же, артисты, очень ранимые и чувственные люди. Через нервы снова возвращаться в роль бывает очень тяжело, особенно когда это связано с пением. Для пения нужно быть спокойным, сытым и выспавшимся», - поясняет Нугуманов.

В будущем артист мечтает самостоятельно поставить несколько сказок и концертов. Для этого необходимо специальное режиссерское образование, которое он очень хотел бы получить. К сожалению, пока что это невозможно, ведь четыре года обучения у хорошего столичного мастера стоит больших денег.

Читать, смотреть, слушать...

В актерской профессии очень важно постоянное развитие – не только на сцене, но и за ее пределами. В свободное время Азамат Нугуманов с удовольствием ходит в оренбургский драматический, кукольный театры, на концерты в СКК «Оренбуржье» и областную филармонию.

Нугуманов любит разную музыку: классику, джаз, блюз, рок, старается быть в теме современной поп-музыки. Из нынешних рок-команд слушает «Пиццу», 5’nizza и Uma2rman. Любит Queen за мелодичность и песни 70-х.

«Мое твердое убеждение – если артист не читает, не смотрит и не слушает - это посторонний театру человек, который пришел за славой и совсем не думает о том, что он в первую очередь должен состояться как большая личность. От большой личности идут хорошие роли. Чуть остановился – и все, ты пропал», - считает актер.

Очень показательными в плане проверки актерского профессионализма бывают гастроли. Артисты оказываются на сцене перед незнакомыми людьми, любимчики и поклонники остаются в родном городе. Зритель реагирует только на мастерство.

Артист всегда должен оставаться артистом, считает Нугуманов. Иногда приходится играть ситуации, которые ты сам когда-то проживал в жизни. Часто это тяжелые воспоминания, переживания из прошлого. Азамат Аубакирович, например, очень рано потерял родителей, поэтому ему непросто даются сцены, связанные с проблемами отцов и детей. Но, тем не менее, профессионализм требует постоянного контроля над своими эмоциями.

«Хотелось бы всегда быть нужным людям, быть таким мастером, которого публика не терпит, а ждет», - делится артист.

В чем счастье?

С возрастом любой человек понимает, что нужно уметь не только брать, но и что-то отдавать этому миру. В случае артистов – это актерский опыт, советы начинающим, а иногда и нравоучения.

«Мне кажется, что смысл всех людей, не только артистов – отдавать. А у нас сейчас, к сожалению, жизненная позиция – брать. Но люди от этого счастливее не становятся. А счастье-то в том, когда всем хорошо – ты помогаешь, тебе помогают», - считает Нугуманов.

Наверное, именно поэтому для него в приоритете стоит именно коллективная работа. Если каждый артист начнет тянуть одеяло на себя, то спектакль не получится. В театре очень важно быть командным игроком. Даже если в труппе соберутся великолепные актеры, без духа коллективизма у них ничего не получится, уверен Азамат Аубакирович.

Мечты и планы

Сейчас в репертуаре театра 24 спектакля самых разных жанров. Он давно вырос из размеров принадлежащей ему сцены: с каждой новой постановкой ставить все сложнее. Сцена уже не вмещает масштабы музыкальных спектаклей театра.

«Я бы очень хотел, чтобы когда-нибудь наш театр стал театром оперы и балета, чтобы здесь шли спектакли самых разных жанров. Зрителей надо привлекать, и ничего зазорного в этом нет. Это было бы большим плюсом для города», - считает Нугуманов.

Артист мечтает, чтобы у Оренбургского государственного театра музыкальной комедии появилось новое красивое здание с большой сценой. Конечно, без вмешательства структур власти здесь не обойтись…

Читайте также: