Зинаида Карпович приглашает оренбуржцев на бенефис

15:48 / 21 октября 2019
В сентябре заслуженная артистка России Зинаиде Карпович отметила свой юбилей. Большую часть жизни актриса служит в Оренбургском областном драмтеатре. Многим зрителям она знакома в образах Вассы Железновой, Екатерины II в «Капитанской дочке», матери сына-холостяка в спектакле «Шесть блюд из одной курицы» и других.

В этот раз артистка приглашает оренбуржцев на свой бенефисный спектакль «Земля Эльзы». О подготовке к премьере, образе главной героини и удивительном переплетении судеб актриса рассказала корреспонденту Prooren.ru.

- Какие сложности возникали в процессе подготовки к спектаклю, были ли разногласия с режиссером?

- Прочитала пьесу – понравилась. Возраст подходит, героиня постарше – но это не важно. Пьеса шикарная, роль бенефисная. Работалось по-разному. Первая сложность – это выучить 45 страниц текста с огромными монологами. Но и сам процесс был тяжелым, потому что образ главной героини очень непростой. Для меня эта роль была на сопротивление, потому что в жизни я более темпераментная, а Эльза – сдержанная. Чтобы сыграть ее, мне пришлось закрыть все свое, а потом уже потихоньку вытаскивать из себя черты своей героини. Это было непросто.

- Вы говорили, что в каждом персонаже находите то, что свойственно вам. Насколько вам близок образ Эльзы?

- Эльза очень выделяется среди других. К ней не прилипли шерстяные носки, местные сплетни - она женщина с породой. Ее родители – русские немцы в Самаре - были очень интеллигентными людьми. Эльза чуть-чуть закрытая, как и я. Она не допускает к себе никого, я тоже очень избирательна. Как ни странно, эта внутренняя сдержанность помогает играть эту роль. А вообще я ведь слушаю режиссера и стараюсь ему подчиняться. Пропуская через себя все чувства и любовь главной героини, я сама внутренне молодею и забываю, что мне 70 лет. Каждый любит по-своему, поэтому в спектакле – это уже я. Как я умею любить, какая я в любви…

- Чья была идея поставить именно этот спектакль?

- Насколько мне известно, это идея режиссера Семена Злотникова, который ставил у нас спектакль «Пришел мужчина к женщине». Он посоветовал эту пьесу, и Рифкату Вакиловичу она понравилась. Я считаю, что мне повезло в 70 лет сыграть такую роскошную роль. Она даже круче, чем Васса Железнова, как мне кажется. Потому что Васса более прямолинейная, трагичная, тяжелая. А Эльза разная. В ней и горе, и любовь, и сострадание, и человечность. Думаю, что спектакль получится очень чудный. Он романтический, как «Ромео и Джульетта». Мы в нем молоды внутренне. И мне импонирует, что Рифкат Вакилович не заставляет нас играть возраст. У нас нет такой задачи.

- Ваша героиня все время жила в ожидании лучшей жизни, которая обязательно придет, но когда-нибудь потом. Как вы относитесь к такой позиции?

- Мне эта позиция знакома. У меня не было этого «потом», правда. Наверное, я реалистка. Не ждала, а оно пришло в 50 лет. Я обрела роскошного мужчину – генерала, небедного человека, который обеспечил меня своим отношением, любовью.

У меня были совсем другие планы, другой поклонник. Замуж я совершенно не собиралась. Но когда я шла на бенефис, было какое-то странное предчувствие. Мой будущий муж сидел тогда в зрительном зале… Из списка приглашённых гостей я вычеркивала его раза четыре, но директор настоял. После спектакля он вызвал меня в кабинет и сказал, что со мной хотят познакомиться. Мое 50-летие было шоком для всех. Он увез меня на Джипе, и после этого мы прожили с ним счастливые 5 лет. Поэтому ощущение этого чувства в возрасте мне очень знакомо. Я думала, что уже не смогу полюбить, но это случилось.

- А к созданию сценических костюмов в этом спектакле вы имеете отношение?

- Нет, здесь работал художник Тан Еникеев. Я знаю свои недостатки, и художник идет навстречу. Вообще я поняла: когда актер наполнен образом, то даже не помнишь, во что он был одет. Главное - сохранить эпоху.

Рифкат Вакилович и Тан Гумерович – гениальный творческий союз. Если их разъединить - будет драма. Кстати, они ввели в спектакль очень интересное образное решение в сцене встречи Эльзы с возлюбленным. Думаю, зрителям очень понравится.

- Иногда бенефис артиста означает какой-от важный этап в его карьере. Как насчет вас?

- Я считаю, что в 70 лет нужно играть что-то грандиозное. Мне повезло, я так благодарна, что мне дали эту роль. Думаю, это хорошая точка прожитых лет на сцене. Не всем везет работать до такого возраста. Я надеюсь, что мои бенефисы будут и в 75, и в 80 лет. Я хочу этого. Силы еще есть. Рада, что до сих пор работаю и выхожу на сцену в таких глобальных ролях. Огромное спасибо театру за доверие и внимание.

- Вам комфортно играть в постановках такого рода или все-таки привычнее спектакли по произведениям классиков?

- Любая новая роль - это чистый лист. Ты даже не знаешь, где у тебя будет успех. Вообще хороший артист должен уметь играть все. Некоторые считают, что люди в возрасте могут играть только характерные роли – это неправда. Фактура вообще не имеет никакого значения. По крайней мере мне это не мешает. Да и скучно это, по-моему. Сегодня мне интересно играть тещу в «Милых людях», завтра - благородную Эльзу, послезавтра - Екатерину II, потом - Вассу Железнову. Это такие разные роли, что их даже рядом поставить никак нельзя.

- Вы сыграли за всю жизнь больше двух сотен ролей, причем разноплановых. Как вам удается такое кардинальное перевоплощение?

- Не знаю... Благодяря Богу. Каждая роль – это новая жизнь. В этом интерес и в то же время тяжесть нашей профессии. Прочитал пьесу и начинаешь думать: по шажочкам, медленно вырисовывается общая картина. Это интересно, однако нервную систему сильно расшатывает. Но все равно лучше, чем отлеживать дома свои бока.

- Какую основную мысль вы хотите донести до зрителя этим спектаклем и кому он адресован в первую очередь?

- Я думаю, людям абсолютно любого возраста. Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь… Никогда не ставьте крест на себе. Любовь должна быть, она продолжение жизни. Жизнь заканчивается тогда, когда ты прекращаешь любить. Не проходите мимо, оглядывайтесь по сторонам. Когда в ваших глазах будет видна любовь к жизни, тогда и найдется тот человек, который к тебе потянется.

Читайте также: