Когда оренбургский пуховый платок перестал быть оренбургским… и пуховым?

15:28 / 14 июля 2023
Визитная карточка Оренбургской области – пуховый платок, оказалась под угрозой. Промыслом занимается все меньше людей. Местные пуховницы опасаются браться за спицы и учить вязанию подрастающее поколение. Почему? Можно нарваться на суды.
Когда оренбургский пуховый платок перестал быть оренбургским… и  пуховым?

Как народный промысел перестал быть народным

Вот уже несколько лет в Оренбуржье идут постоянные суды – «Фабрика оренбургских пуховых платков» судится из-за бренда. И стабильно выигрывает процессы. Так, в Арбитражном суде в 2022 году рассмотрели 10 исковых заявлений  «Пухфабрики» . За 4 месяца 2023 года поступило 1 исковое заявление. Буквально недавно Дзержинский районный суд вынес решение в пользу фабрики по аналогичному делу. Ответчиками выступают и предприниматели, и простые вязальщицы.

Люди проигрывают дела, так как компания обладает правом использовать наименование места происхождения товара (НМПТ). Согласно закону, без этого нельзя называть оренбургский пуховый платок оренбургским пуховым платком.

В региональном Минкульте сообщили, что Гражданским кодексом РФ не допускается использование зарегистрированного НМПТ лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указано подлинное место происхождения товара. Таким образом пуховницы оказались заложниками закона, который вообще-то должен был защитить народный промысел. Чтобы продать изделие, они либо должны получить свидетельство, либо не называть свои платки оренбургскими.

«Проблема в самом законе. Но она не была бы такой острой, если бы «Фабрика пуховых платков» не начала судиться. Пуховницы запуганы, сами бросают спицы и у младшего поколения отнимают. Говорят, что НМПТ получить легко. Но процедура может занять до двух лет, к тому же это стоит денег», - объясняет руководитель «Гильдии Пуховниц» Галия Абсалямова.

Еще одной проблемой стало новое требование – изделия не должны повторяться. Пуховязание – особый вид народного промысла, схемы узоров передаются от мастера к мастеру, орнаменты могут быть характерны для определенной местности.

«Откуда пуховязальщицы в деревнях могут знать, что можно использовать, а что нет? И почему суды не разбираются в таких делах детально, какой плюс от их деятельности? На «Фабрике пуховых платков» вяжут японские станки, из китайского и итальянского материала. Это уже не платок, а трикотажное изделие, » - говорит Галия Абсалямова.

Трикотажное изделие, на которое потрачены федеральные субсидии

Несколько источников Prooren.ru, близких к ситуации, подтверждают слова руководителя «Гильдии Пуховниц». Производство на «Пухфабрике» поставлено на поток, станки и материалы – привозные. В изделиях фактически нет того самого уникального козьего пуха, который и делает оренбургский пуховый платок оренбургским пуховым платком. Однако же это не мешает предприятию иметь статус организации, которая занимается народным художественным промыслом и получать субсидии Минпромторга России. И использовать не просто бренд, а важную часть культуры.

И вот тут надо разобраться, что же такое народный промысел. По данным регионального Минкульта, это деятельность по созданию изделий декоративного или утилитарного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров. В определении нет ни слова о фабричном производстве.

Вся суть и ценность оренбургского пухового платка в том, что его вяжут из пуха коз особой породы вручную. Каждая мастерица применяет определенные орнаменты и чередует их в зависимости от умений или желания.

Изначально, закон об НМПТ должен был защитить и потребителей, и народные промыслы от подделок и утери качества. Однако вышло так, как вышло. Чтобы не получить иск, в Оренбуржье мастерицы вынуждены заниматься игрой слов или вообще бросать свое дело. Нередко пуховязальщицы выбирают последнее. Что не может не сказываться на важной культурной единице негативно. Может статься, технология вязания платка, которая является объектом нематериального культурного наследия России, вообще исчезнет на фоне машинной вязки.

Право называть свои изделия оренбургскими пуховыми платками имеют четыре организации: «Фабрика Оренбургских пуховых платков», ИП Уваров, «Оренбургские пуховницы» и ИП Абсалямова.

«Сейчас из-за НМПТ проблемы с хохломой, дымковской игрушкой. Но там этим не занимаются. А мы надеемся, то огласка поможет решить вопрос», - говорит Галия Абсалямова.      

 

Читайте также: