Самолет в Оренбуржье мог разбиться из-за смерти или потери сознания пилота

21:13 / 11 июля 2017
Комиссия межгосударственного авиационного комитета завершила расследование крушения самолета «Элитар-202» в июне 2016 года в Елшанке Оренбургской области.
Источник фото:
Доклад МАК

Как разбился самолет в Оренбургской области

Один из свидетелей по делу попросил директора оренбургского аэроклуба имени Юрия Гагарина Сергея Дурнева «прокатить» его знакомую, которая приехала из Екатеринбурга на курорт в Соль-Илецк.

В 20:18 28 июня 2016 года самолет после взлета упал. В результате происшествия пилот и пассажирка погибли. Самолет сгорел. Свидетели не видели момента падения, но после хлопка попытались потушить пожар из огнетушителя.  

У пилота было два заболевания, из-за которых он не мог быть допущен к полетам

МАК пришел к выводу, что пилот, скорее всего, потерял сознание во время полета. Он успел выключить двигатель, но не смог включить парашютную систему спасения, которая была подготовлена к использованию.

Свое заключение дал ведущий научный сотрудник отдела проблем атеросклероза, врач-кардиолог, доктор медицинских наук Российского кардиологического научно-производственного комплекса при Министерстве здравоохранения России.

В основу заключения легли данные судебно-медицинских экспертиз. Эксперт делает вывод, что пилот мог умереть или потерять сознание во время полета из-за нарушения ритма сердца. Он также отмечает, что у пилота были два заболевания, по каждому из которых «он не мог быть допущен к полетам: гипертрофическая кардиомиопатия и атеросклероз коронарных артерий».

Несмотря на это, эксперт отмечает, что нынешний порядок медицинского освидетельствования пилотов недостаточен. То есть, все законные процедуры пилот прошел и болезни не были выявлены ранее.

МАК удалось узнать, что это не первое происшествие, которое произошло с пилотом. В 2011 году был «серьезный авиационный инцидент на самолете "Элитар-Сигма"». Причина этого – неисправность двигателя. Сергей Дурнев «вследствие недоученности» и «малой летной практики на данном типе самолета» выполнил «неграмотные действия». Из-за этого самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. У самолета было оторвано колесо левой стойки шасси, сбиты входной и ограничительные огни в торце ВПП. Огнями был поврежден топливный бак.

Тем не менее, МАК приходит к выводу, что уровень профессиональной подготовки соответствовал полетному заданию.

После окончания Оренбургского высшего военного авиационного училища Сергей Дурнев служил в Морской авиации ВМФ. В 1995 году уволился в запас «по сокращению штатов».

В 2009 году Дурнев организовал и зарегистрировал аэроклуб имени Гагарина. Он исполнял должность директора. На собственные средства он приобрел два самолета. Свидетели также рассказали, что он тратил на аэроклуб свою пенсию. Например, чтобы нанять на работу охранника из числа местных жителей. По мнению МАК, на потерю сознания могла сказаться и усталость пилота: организация аэроклуба требовала немало сил.  

Рекомендации МАК по результатам расследования крушения самолета в Оренбуржье

Эксперт из Российского кардиологического научно-производственного комплекса дает ряд рекомендаций, чтобы исключить подобные инциденты. По его мнению, каждые шесть месяцев пилоты должны делать ЭКГ, каждые три месяца – ЭХО. При этом специалисты должны оценивать сердечно-сосудистый риск пилота, «а не только исключать наличие ИБС».

«Данный случай убедительно демонстрирует недооценку риска – стенозы коронарных артерий 40% выявлен только на вскрытии. Поэтому сердечно-сосудистый риск следует оценивать по Российским рекомендациям. При очень высоком риске пилот должен быть отстранен от полетов. При наличии синдрома удлиненного QT немедленно отстранять пилотов от полетов», - отмечает эксперт в своем заключении.

МАК, в свою очередь, предлагает рассмотреть вопрос применения рекомендаций доктора медицинских наук. Также, по их мнению, необходимо организовать хранение копий всех документов о проведенном медицинском освидетельствовании. Если организация по его проведению прекращает деятельность, то документы должны передаваться уполномоченному органу. 

Читайте также: