Игры со смертью: как зомбируют подростков в соцсетях

17:00 / 17 февраля 2017
Несколько месяцев назад общественность всколыхнули тревожные сообщения о том, что подростки через паблики в социальных сетях становятся участниками смертельных игр. В так называемых «группах смерти» самоубийство возводится в культ, юной личности его навязывают как единственное приемлемое решение всех проблем. Только в 2016 году в Оренбургской области Роскомнадзор закрыл 13 виртуальных сообществ с подобной направленностью. Однако злоумышленникам ничто не мешает создать аналогичную страничку под другим или схожим названием. Что же привлекательного находят несовершеннолетние в подобных группах? Кто стоит за смертоносными пабликами? И как не допустить саморазрушительного поведения ребенка? Корреспондент редакции ProOren совместно с руководителем детского телефона доверия Венерой Рафиковой и заместителем директора веб-студии «Веста» Павлом Емельяновым искал ответы на эти и другие вопросы.

- Венера, как много звонков поступает на телефон доверия по этой проблематике?

Венера Рафикова: Валовый поток обращений начался несколько недель назад. В январе мы приняли свыше 3020 звонков, из них около 15% - это звонки по данной теме. Среди наших абонентов есть как взрослые, так и дети.

В декабре прошлого года принимала участие в круглом столе по подростковым суицидам, на котором один из экспертов Михаил Хасьминский (руководитель православного кризисного центра при Патриаршем Подворье, член Ассоциации онкопсихологов России – прим. ProOren) затронул данную тему, он тогда нас предупреждал, что эта тенденция будет нарастать.

У так называемых «групп смерти» все признаки деструктивной секты. По всей видимости, их создатели таким образом либо зарабатывают средства, либо разлагают общество.

- Ну а как вы считаете, кто за этим стоит?

В.Р.: Я одно могу сказать, что этим занимаются люди, которые очень хорошо разбираются в психологии. Они знают, на что и каким образом давить, выбирают наиболее для этого удачные моменты. Допускаю, что таким образом организаторы «групп смерти» дестабилизируют наше общество, воздействуя на самых незащищенных – детей и подростков.

Там психологически все точно выверено: музыка, слайды, картинки, тексты. Аудиовизуальный материал носит воздействующий на психику характер. Сама процедура интригует: квесты, лабиринты, пошаговая инструкция, секретность. Все в совокупности втягивает ребенка в смертельно опасную игру.

- Скажите, но разве деструктивное поведение подростка – это примета сегодняшнего времени?

Павел Емельянов: К сожалению, суицид в подростковой и молодежной среде - явление неновое, как и увлечение несовершеннолетних какими-то опасными играми («Мокрая курица», «Зацепер», «Беги или умри» - прим. ProOren). Но Интернет – всего лишь средство, а потому когда говорят о борьбе, то одними силовыми методами типа запретить, отобрать, выключить, удалить -  не получится решить проблему. Нужно обратиться к истокам проблемы, необходимо выяснить саму причину деструктивного мышления ребенка.

В.Р.: Нередко жизнь подростка будничная, серая, возможно, полна как внутренних, так и внешних конфликтов. Кому не хочется скрыться от житейских невзгод, испытать какие-то сильные эмоции?! А где их взять?.. Например, в соцсетях. Яркая, динамичная, интересная виртуальная жизнь нередко противопоставляется действительности.

Возможно, мама с папой не понимают своего взрослеющего ребенка (или ему кажется, что его не понимают), им не хватает времени на то, чтобы больше проводить с ним время, потому что заняты зарабатыванием средств, решением каких-то бытовых проблем. Однако тотальная занятость взрослых не может служить оправданием тому, что дети остаются без надзора. Нужно сделать так, чтобы реальная жизнь не казалась подростку непривлекательной.

Это сложная задача. С одной стороны, предоставить ребенку, претендующему на взрослость, свободу, а, с другой - он не должен остаться без родительской опеки. Нужно продумать четкую организацию, потому что юной личности пока еще сложно структурировать свое время, досуг.

Нередко хорошим решением может стать вовлечение подрастающего поколения в полезную деятельность.

- Скажите, подвержены ли этому подростки из какой-нибудь социальной группы?

В.Р.: Совсем не обязательно, что в зоне риска оказываются тинэйджеры из неблагополучных семей. На телефон доверия поступают звонки от подростков из разных социальных слоев.

Недавно были на родительском всеобуче, встречались с родителями, разговор как раз зашел на эту тему. Многие из них достаточно скептически восприняли нашу информацию, они недоумевали, зачем мы их пугаем, ведь у них в семье все хорошо.

Нередко бытует мнение, что если ребенок не водится с плохой компанией, хорошо учится, родители неплохо зарабатывают, значит, семья в порядке. Но это не всегда так.

Когда мы ходим по родительским собраниям, то наша задача - не обвинить мам и пап, а привлечь их внимание к данной проблеме. Важно, чтобы взрослые вовремя обратили внимание, что с их ребенком происходит что-то неладное, подключили к этому соответствующие службы, в том числе и нас, психологов.

Иногда бывает, что между родителями и ребенком устанавливаются формальные отношения. Как твои дела? Как прошел твой день? Как твое настроение? Если и задает такие вопросы взрослый, то вполне удовлетворяется стандартными ответами своего чада. Важно, чтобы с тинэйджерами существовали доверительные отношения. Разговор по душам жизненно необходим подростку.

Доверяют ли вам ваши дети? Знают ли они, что вы поймете их в трудную минуту? Встанете на их защиту или наброситесь с обвинениями? И главный вопрос: а вы уверены, что ваш ребенок также ответит на эти вопросы?

Эти отношения выстраиваются с раннего детства.

Многие ребята вступают в группы из любопытства, будучи убеждены, что им ничего не грозит. А потом многие боятся вернуться, рассказать.

Сотрудники телефона доверия часто сталкиваются с ситуацией, когда подростки боятся признаться родителям о существовании проблемы.

Ситуация с «группами смерти» – это очередной сигнал нам всем о том, что следует обратить внимание на взаимоотношения взрослых с подрастающим поколением.

- А какое поведение подростка сигнализирует о том, что он оказался в беде?

В.Р.: Современные школьники редко остаются наедине с собой, своими мыслями. Они все время «на подключке»: слушают музыку в режиме нон-стоп, все свободное время проводят в Сети. Мозг вводится в транс, а в таком состоянии человек более всего подвержен внушению. 

Сонливость, раздражительность, плохой аппетит не означают, что ребенок однозначно состоит в «группе смерти», но это тревожный звоночек. Он свидетельствует о наличии проблемы и стресса.

Недосыпание ведет к снижению критического восприятия, снижаются аналитические способности. В таком состоянии можно внушить любые нездоровые идеи.

- Родители подозревают, что ребенок связался с чем-то нехорошим, но он не идет на контакт. Что дальше делать взрослому человеку? Как следует поступать, чтобы невольно не усугубить ситуацию?

В.Р.: Как бы родители ни волновались, они должны воздержаться от допроса, это еще больше напугает или отдалит ребенка от взрослого. Здесь больше подойдет деликатность и мягкость. Возможно, с первого раза и не получится поговорить по душам. Но это не значит, что нужно опускать руки. Попытайтесь на следующий день поговорить.

Не задавайте вопросы на серьезные темы, посадив ребенка перед собой. Спрашивайте его во время совместной деятельности, так будет проще ребенку ответить на деликатные темы. Во время нее даже внутренне зажатый человек раскрепощается.

Если не получается вывести ребенка на контакт, то давить не нужно. Тем более кричать, ругать, угрожать, главное – самому не паниковать. В трудной ситуации оренбуржцы могут позвонить нам на телефон доверия по номеру 8-800-2000-122. Это бесплатная всероссийская линия.

В любое время суток звоните, поговорим, обсудим вашу проблему, окажем психологическую помощь, подскажем, как поступить в конкретной ситуации.

Недавно звонила одна родительница, которая сообщила, что у нее девочка состоит в «группе смерти». Мы дали ей рекомендацию сделать скриншоты, фото со страниц, чтобы она передала в Роскомнадзор и правоохранителям.

Нередко бывают случаи, когда сам подросток боится обратиться за помощью, либо он спрашивает, как ему правильнее поступить, поскольку он узнал, что его знакомый состоит в группе, тогда мы ему предлагаем это сделать за него. С его разрешения готовы взять на себя ответственность передать информацию.  Например, недавно звонил школьник, который рассказал о своем знакомом, который состоит в «группе смерти». Он попросил нас передать информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних Оренбургской области.

Эта информация была оперативно рассмотрена.

- Венера, скажите, что в этих заданиях такого, что они так безотказно воздействуют на психику подростка? Чем цепляют?

В.Р.: Все начинается, например, с красивой картинки, которая отражает внутренний мир подростка. Поругался с мамой и папой, а тут стих такой в тему: «Про меня же, мою душу… Дай-ка, кликну».

Понятно, что проблемы все время происходят: ссоры с мамой, со сверстниками, несчастная любовь. Все те кризисы, которые свидетельствуют о взрослении человека, об изменении его социальной роли.  Далее эта тема утрируется.

Бывает, что несовершеннолетний в социальных сетях сообщает о своей проблеме, а ему приходит поддержка от неизвестного человека, который понял и поддержал. Люди-то знающие там сидят, знают, на что давить!

«Мама с папой меня не понимают, а вот мальчик в Сети меня поддержал», - нередко рассуждает подросток.

Тем более что в этом возрасте значимо мнение сверстников, только там далеко не мальчики, а профессиональные манипуляторы работают.

Сейчас популярны всевозможные интеллектуальные игры: квесты, головоломки, лабиринты. И здесь предлагается нечто аналогичное, но с каждым заданием градус опасности растет.

- Почему ребенок не понимает, что нужно остановиться?

В.Р.: Критическое мышление у подростка только формируется. Он не всегда понимает, когда следует сказать: «СТОП».

«А зачем мне это нужно?» - редко задает себе такой вопрос тинэйджер. Нужно вовремя себя спросить об этом. А второй момент - создатели групп шантажируют, манипулируют детьми, заставляя их продолжить опасную игру.

Например, в одном из заданий нужно было раздеться, нарисовать на теле определенные участки красным цветом, а затем все это отправить кураторам, которые этими же фотографиями и манипулируют, что если ты дальше не пройдешь, то мы все выложим в Сеть, имея компромат на подростка.

Все время несовершеннолетний, выполняя задание, преступает какой психологический барьер.

Понимаете, самое страшное, что дети верят, что угрозы реальны, что если они не выполнят задание, то их ждет наказание в виде убийства родственников.

- Скажите, Павел, каким образом кураторы групп узнают адреса проживания детей?

П.Е.: 90% информации, которую можно собрать о пользователе, не нуждается в наличии шпионских программ или специальных устройств, ее собирают из открытых источников. Люди и так выкладывают о себе все в Сети. Имея фотографию человека, ты можешь через Google собрать и более подробные сведения о человеке, накопать на него досье.

Например, люди публикуют учреждения, которые они посещают. В открытом доступе их сведения о передвижениях, любимых местах, друзьях.

Конечно, на «черном» рынке есть и базы данных, которые содержат адреса, телефоны. Но и этого даже не нужно делать. Все и так есть в большинстве случаев на общем доступе.

- А по IP-адресу можно установить местожительство?

П.Е.: Чтобы по IP-адресу узнать, где живет кто-то, нужно сделать запрос к провайдеру, но провайдер не отвечает на частное обращение, он должен поступить от определенных структур, к примеру, спецслужб.

Второй путь сбора данных о человеке – это через мобильные приложения, в которых ты даешь согласие при скачивании на раскрытие персональных сведений, геоданных и даже чтение SMS-сообщений.

- Как с этим бороться?

П.Е.: Неэффективно устанавливать тотальный контроль над школьником, куда важнее научить ребенка безопасному поведению в Сети.

Впрочем, это не означает, что родители вообще не должны иметь представления о виртуальной жизни подростка, его виртуальных друзьях, степени информационной открытости его странички.

- Подростка вырвали из этой группы, но это же не означает, что теперь с ним все в порядке? Были ли к вам обращения по постфактум?

В.Р.: Таких обращений, к сожалению, не было. Но мы готовы работать с подростком и взрослыми в таком плане. Очень важно поговорить потом с несовершеннолетним об эмоциях, чтобы он мог высказать, что с ним было, что он переживал, и как он чувствует себя сейчас.

- Ваша служба готова заниматься реабилитацией подростков?

В.Р.: Мы готовы заниматься с такими абонентами и дальше.

Также в реабилитационном Центре «Гармония» существует группа несовершеннолетних, претерпевших насилие, где они проходят реабилитацию. Я думаю, что в рамках нее можно вести работу и с подростками из «групп смерти».

Фото: psychologos.ru, nebolet.com, 5psy.ru