Не на каждый дом найдется управа: Как оренбуржцы остались без управляющих компаний

16:43 / 09 ноября 2017
Многие дома Оренбурга находятся под так называемым непосредственным управлением. Некоторые жители отказались от управляющих компаний сами и довольны таким решением. Другие готовы платить за обслуживание, но все предприятия ЖКХ от них отказались. Третьи живут в аварийных домах без отопления, хотя и числятся среди переселенных. ProOren.ru рассказывает об удачных примерах непосредственного управления и об удручающем положении тех, кто остался без обслуживания предприятий ЖКХ.
Источник фото:
Ольга Голенских

На входе дома №14 по улице Краснознаменной висит табличка с информацией об обслуживании «Оренбургской управляющей компанией». Однако, по заверениям жильцов, они осознанно отказались от услуг фирмы.

Недавно здесь произошел потоп, и компания якобы отказалась устранять его последствия. Впрочем, желание жильцов выйти из-под управления понятно. Несмотря на отреставрированный фасад первого этажа, внутренняя отделка здания оставляет желать лучшего. Например, на потолке отваливается штукатурка.

Другие жители дома рассказали ProOren.ru, что спустя какое-то время в дом пришли сотрудники «Оренбургской управляющей компании» и уговорили вернуться к обслуживанию. По данным сайта Фонда ЖКХ, домом 1917 года постройки никто не управляет с 1 февраля 2017 года. Первые работы по капремонту запланированы на 2020 год.

255 домов только из одной компании перешли на непосредственное управление

По данным сайта Фонда ЖКХ, от «Оренбургской управляющей компании» только в 2016-2017 годах отказались более 300 домов. Более 250 из них перешли на непосредственное управление. В качестве причин еще у 14 домов указано «истечение срока действия договора».

С этим даже была связана прокурорская проверка. В августе надзорное ведомство сообщило, что 256 домов отказались от обслуживания ООО «Оренбургская управляющая компания» по решению общего собрания собственников жилья и перешли в непосредственное управление. Прокуратура указывала, что большинство успело перейти под управление других предприятий ЖКХ. Не озаботились проблемой жители 67 домов. Ведомство отмечало, что это может привести к срыву подготовки к отопительному сезону, и обязало «Оренбургскую управляющую компанию» заняться домами. По мнению прокуратуры, до перехода к новым управляющим компаниям проблемой должна заниматься предыдущая. Поэтому «Оренбургской управляющей компании» выслали предостережение о необходимости проведения обязательных работ.

История с «Оренбургской управляющей компанией» довольно показательна для характеристики ситуации в целом, но отнюдь не единственная в своем роде. Аналогичные переходы наблюдаются, например, у «Южной-1», руководителем которой работал нынешний глава администрации Южного округа Оренбурга Артем Гузаревич.

«Нашего дома здесь быть не должно»

Двухэтажный дом №20 по Шарлыкскому шоссе почти полностью заселен. Пустует только одна квартира. Семья с ребенком уехала отсюда, когда к ним в гости стала заходить крыса.

Жительница этого дома Мария проводит для нас экскурсию вокруг здания. Она показывает довольно глубокую яму, образовавшуюся прямо под домом, и указывает на большие трещины по всем стенам. Мария приглашает нас в квартиру и показывает те же трещины с внутренней стороны - то есть они сквозные. Трещины идут не только по стенам здания, но и по потолкам в квартирах. Когда по виадуку проезжает фура, трясется весь дом.

— Когда дорожники делали мост, говорили, что нашего дома здесь вообще быть не должно, — рассказывает Мария.

Управляющая компания «УКЖФ “Мирная”» отказалась от обслуживания дома в прошлом году. Жители получили соответствующие уведомления. Дом выставлялся на торги, но ни одна компания не решилась брать его себе. Теперь жители не знают, кому говорить о своих проблемах, и частенько жалуются в администрацию Оренбурга.

Хотя они и готовы вновь вернуть себе «Мирную», но вспоминают, что фирма толком не занималась зданием. Единственный замеченный плюс — пластиковые трубы отопления. Но и их пришлось требовать с серьезным скандалом — у одной из жительниц начали протекать старые трубы. После того, как в подъезде начала крупными кусками отваливаться штукатурка, «Мирная» зафиксировала два бруска на потолке. Их привязали за перекладины на крыше - то есть штукатурка остается в подвесном состоянии.

— Мы не знаем, куда нам прицепиться. Если прорвет трубы, то нам не к кому обращаться, — объясняет Мария.

Жители решили действовать по другому методу — они пытаются добиться признания дома аварийным. Но не все проходит гладко и с этим процессом. На данный момент они сдали деньги на проведение экспертизы.

— К нам приходили мальчишки из управляющей компании. Они идут к нам в квартиру и говорят, что дом аварийный на 100%. Проходит какое-то время. Приходят другие люди и говорят, что у нас все нормально. Мы дергаем тех пацанов, а они отвечают: «Нам как сказали, мы так и написали», — рассказывает Мария.

Если решить проблему не получится, то они намерены обратиться в Дом Советов. По словам Марии, ее знакомой только так удалось решить свои жилищные проблемы.

К «Мирной» настроены агрессивно

В прошлом году на доме №20 и №20/1 перестелили крыши. Новые кровли не продержались и одной зимы. Сход наледи повредил их в нескольких местах.

В доме №20/1, где располагается отделение почты, и вовсе сделали «ремонт»: старые стены и потолки просто закрасили в очень необычном стиле. Жители теперь в шутку называют это место психиатрической лечебницей. Причем краску наносили на штукатурку, которая отходит от стен и потолков.  Местами на потолке штукатурку прибили листами ДВП - чтобы не падала. Их тоже закрасили - чтобы не выделялись. Местами штукатурка с новой краской уже начала отваливаться.

Жители двора в качестве яркого примера работы «Мирной» указывают на небольшие козырьки перед подъездами. Они утверждают, что компания потратила на каждый из них по 40 тысяч рублей. В действительности на вид они стоят дешевле. Кроме того, по крайней мере один такой козырек начал отваливаться от стены после первой зимы. Жители сами укрепили его трубами.

Проживающие в доме №24 оренбуржцы с юмором говорят, что по документам у них в подъезде якобы дважды проводили ремонт, хотя на самом деле последний раз его делали лет 30 назад. Они даже пытались судиться с управляющей компанией, но в суде не стали принимать фотографии в качестве доказательств и потребовали провести и оплатить экспертизу.

По словам жителей, «Мирная» недавно повысила цены за обслуживание на 200 рублей. Квитанции отдают лично в руки и просят оплатить их на месте.

Осознанный отказ от управляющей компании

Жители дома №24/1 по Шарлыкскому шоссе тоже испытывали проблемы с «Мирной» - до тех пор, пока не отказались от обслуживания. Жильцы не перестают платить за управление домом. Только за услуги они теперь платят сами себе.

Подъезд этого дома в хорошем смысле отличается от подъездов соседних домов. Здесь проведен небольшой ремонт, установлены светодиодные лампочки, которые реагируют на датчики звука. В каждом подъезде висит доска с информацией.

Житель дома Андрей забирается на чердак и показывает нам, как там чисто. Жители сами усовершенствовали системы отопления и электроснабжения. Дом полностью готов к зиме. Была проведена опрессовка. В краткосрочных планах — заменить входные группы и залить отмостки, в среднесрочных — покрасить дом, в долгосрочных — поменять крышу.

На вопрос, почему жильцы решили отказаться от управляющей компании, Андрей предлагает нам походить по соседним домам и увидеть разницу самим. Он отмечает, что все жители вовремя оплачивают счета, потому что видят результат. Многие работы берут на себя сами жильцы. Андрей также рассказывает, что в соседнем доме жители хотя и платят за обслуживание «Мирной», но тоже вынуждены делать что-то сами.

***

Некоторые дома переходят на непосредственное управление, так как не видят смысла в обслуживании. Так поступили и жильцы дома на пересечении улиц Мусы Джалиля и Чичерина. Один из них рассказал ProOren.ru, что они сделали в доме систему индивидуального отопления. В качестве показательной истории мужчина указывает на место, где пять лет назад упало дерево. Жильцы просили управляющую компанию спилить его, но те отказались. Большое дерево упало прямо на газовую трубу и повредило ее. В качестве доказательства мужчина показывает на сварочный шов на трубе.

Прямо по соседству находится дом с совершенно другой ситуацией. Подача тепла производится по системе центрального отопления, и с этим возникают трудности. Дом 1880 года постройки до 2016 года обслуживала «Оренбургская управляющая компания». По данным Фонда ЖКХ, сейчас им никто не управляет. По словам жильцов, они перешли на аварийное обслуживание.

— В прошлом году отключили отопление, и у меня потек полотенцесушитель, — рассказывает Александр Анатольевич. — В этом году я вызвал людей из ЖЭУ. Они пришли, посмотрели и что-то сделали. Я спрашиваю, как проверить исправность? Мне отвечают: «Будет опрессовка — проверим». Но опрессовку в этом году не проводили. Сейчас в полотенцесушителе находится воздух. Если труба потечет, то жильцов снизу затопит.

Александр Анатольевич показывает на подходящие к дому трубы. Вместо изоляции они обмотаны трусами, кофтами, майками и другими вещами. Мужчина приводит ещё один показательный пример работы управляющей компании - жильцы оплачивали услуги дворника, которого здесь никто никогда не видел.

УЖКХ: Все дома под управляющими компаниями готовы к зиме

ProOren.ru отправил запрос в управление ЖКХ Оренбурга с просьбой предоставить перечень домов, которые не получили паспорта готовности к зиме, и домов, которые находятся в непосредственном управлении без предприятий ЖКХ. В ответе за подписью замначальника управления сообщается, что «жилой фонд города Оренбурга, находящийся в управлении компаний, в весенне-летний период прошел подготовку к отопительному сезону 2017-2018 гг.». То есть редакция ProOren.ru не получила ответа на вопрос о готовности домов, которые не находятся под управляющими компаниями.

Расселяемые аварийные дома в Оренбурге не получили паспорта готовности к зиме

В своем ответе УЖКХ также сообщает, что расселяемые аварийные дома прошли подготовку к отопительному периоду. Теплоснабжение «осуществляется в полном объеме». Однако есть и уточнение — эти дома не получили паспорта готовности к зиме.

«В связи с тем, что в ближайшее время данные многоквартирные дома будут расселены, отсутствует необходимость получения паспортов готовности к отопительному зимнему периоду», — говорится в ответе на запрос.

В приложенном перечне находятся 16 аварийных домов, которые находятся на стадии расселения. По выборочной проверке ProOren.ru установил, что эти дома должны были расселить еще до сентября и снести до конца года. Однако процесс затянулся из-за судебных разбирательств.

Недавно на брифинге мэр Евгений Арапов рассказал, что из-за судебных процедур затянулось расселение более чем половины помещений — 990 из 2 178.

Однако с этим списком всё тоже не совсем гладко. ProOren.ru удалось найти расселяемый дом, которого нет в перечне УЖКХ. В нем до сих пор живут люди.

Например, в списке нет дома №29 по улице Карагандинской. На сайте Фонда ЖКХ говорится, что жителей должны были расселить еще в 2016 году, а снести дом — в феврале 2017 года. Там же указано, что не расселенными остаются два человека.

На месте удалось установить, что не расселены два помещения. Житель дома Сергей рассказал, что подачу тепла здесь остановили давно. Он греется с помощью электрообогревателя. Правда, недавно службы срезали ему провода, но он самостоятельно смог устранить проблему.

Ситуация Сергея нетривиальная. Он проживал в этой квартире вместе со своим братом. Тот в какой-то момент выгнал Сергея. Ему приходилось жить на лестничной клетке. Как заверяет сам Сергей, который сейчас живет в этой самой квартире, брат получил новое жилье по программе переселения и «кинул» его. Сергей называет себя звездой НТВ и предлагает дать диск с записью программы «Говорим и показываем». Передачу сняли в начале 2015 года.