Кто и когда избавит Оренбург от «рекламного мусора»?

16:12 / 18 января 2018
В 2016 году, после приезда именитого московского блогера Ильи Варламова, появление ряда заметок под названием «Плохой/хороший Оренбург» в его блоге в LiveJournal заставило задуматься многих оренбуржцев.

В целом, известный всем блогер скорее оценил город положительно, написав:

«Никогда не был в Оренбурге и теперь понимаю, что 32 года жил зря! Столько времени упустил, когда всего в нескольких часах лёта от Москвы был Оренбург! Я 20 раз съездил в Омск, 15 раз в Уфу, был в десятках других городов России, да не по одному разу, а в Оренбурге не был. Теперь чувствую себя туземцем, которого в джунглях откопала съемочная группа 'Дискавери' и впервые показала телевизор, телефон и другие достижения цивилизации. Это невероятно! Я восхищен!».

Однако, не успели оренбуржцы обрадоваться, как на следующий день появилась новая заметка под названием «Плохой Оренбург», где Варламов осудил город как за огромное количество ларьков, так и за недострои и переизбыток рекламы на фасадах зданий.

Напомним, что в Москве мэр города Сергей Собянин еще в 2016 году снес все пристройки и торговые ларьки, тем самым сделав столицу чище и просторнее. В 2014 и наш город ждали глобальные перемены в связи с постановлением от 3 сентября, благодаря которому Оренбург должен был избавиться от части рекламы. Кроме того, утверждены нормы размещения рекламы на фасадах частных домов и зданий в историческом центре города, согласно которым площадь рекламного плаката на фасаде исторического здания не должна быть более 10 кв. м. Правда, на деле 10 квадратов могут закрыть не только фасад, но и все здание.

«Рекламный мусор» в Оренбурге: есть ли выход

Обратимся вновь к блогу Варламова и к его заметке от 17 октября 2017 года под названием «Почему в Саратове не будет ничего хорошего», где блогер очень подробно анализирует работу консалтингового бюро «Стрелка». Оно уже несколько лет занимается изменением российских городов и созданием в них современной комфортной среды. В 2016 году «Стрелка» успела навести порядок во многих городах России, например, для Саратова был разработан дизайн-код, на основе которого все баннеры и растяжки должны быть заменены на небольшие вывески, которые не портят внешний облик здания.

А вот у нас в городе с этим по-прежнему беда. Для примера возьмем двухэтажное здание на углу улиц Пролетарской и Володарского. Что видим сейчас? Пластиковые окна, фасады здания, облепленные десятками растяжек из баннерной ткани, вывески и штендеры, уродующие облик здания  – в общей сложности их насчитано 23. А между тем здание, расположенное по адресу Пролетарская 56/Володарского 19, представляет собой ценность в плане исторической застройки города Оренбурга, фиксирующей северную границу города-крепости.

Торец квартала изначально был внутри крепостной ограды и выходило к валу. Торец квартала появился не сразу, но уже на самых первых планах города Оренбурга он показан в разметке. Данное здание с западной стороны принадлежало отставнику Абрамову, на другом углу – казачьей вдове. На здании со стороны Володарского красуется табличка «Памятник истории и культуры». А что с того, если от всего здания нам осталась лишь реклама?

И это, между прочим, – центр города, вид на который открывается со всех больших улиц, и дом, мимо которого проезжают тысячи жителей города и сотни гостей ежедневно. Так почему, если мы обращаемся к фото 2000-х годов, мы еще видим красивую архитектуру первой половины XIX века, а в нынешнем, 2018-м, вынуждены лицезреть десятки разноцветных растяжек, мягко говоря, уродующих внешний вид города?

Также в пример можно привести небольшие торговые центры, которых в городе большое количество. ТЦ «Панорама» был построен сравнительно недавно и изначально подавал надежды на успех – центр города, большие площади и красивый фасад. Но вскоре произошла беда – каждый предприниматель, стараясь «закричать» на весь мир о своем магазине, налепил на окна огромные баннеры: разноцветные, броские, яркие и безвкусные. Проезжая мимо торгового центра, не то что заходить, а видеть его не хочется. Так же обстоят дела с ТЦ «Империя-Арт», «Гостиный двор» и множеством других.

Наш город перегружен рекламой, которая, как мусор, засорила все, что могла, и своим присутствием разрушила облик всего исторического центра. Проблему видят не только жители города, но и его гости уже в который раз. Вот комментарий Артемия Лебедева:

«Нормальный крепкий купеческий дом. Сюда надо пригласить команду, которая откапывала пирамиды ацтеков – они достанут из-под пластиково-рекламной ерунды былую красоту» (личный блог Артемия Лебедева, материал от февраля 2016).

И это не единственное его положительное упоминание об историческом центре и прекрасно сохранившейся архитектуре. Очень много именитых дизайнеров, архитекторов, да и просто гостей оценили наш город.

«Оренбург не стесняется своей провинциальности. Это другие города комплексуют, что они не столица. Комплекс этот выражается обычно в том, что каждый город считает себя столицей чего-то или как минимум центром: центром России, центром Сибири, центром мира и т.д. Оренбургу есть чем похвастаться, но он не истерит и не комплексует, не разрушает исторический центр и не сносит историческую застройку... Именно поэтому в Оренбург сразу влюбляешься».

Так почему, если наш город и правда так прекрасен, мы не замечаем это и продолжаем уродовать его всяческими способами? Вопрос остается открытым. Но мы будем надеяться, что рано или поздно КБ «Стрелка» поможет нам не только с реконструкцией набережной, но и разработает дизайн-код, которому мы будем однозначно только рады.