Оптимизация здравоохранения, или Кто нас лечит в поликлиниках Оренбурга?

15:44 / 13 февраля 2018
Протестные марши студентов-медиков «Пациент – не тест ЕГЭ» прошли бесследно. Будто бы их и не было. Летом 2017 года тысячи молодых врачей вышли из своих almamater с одним большим вопросом: «И что дальше?».

Протестные марши студентов-медиков «Пациент – не тест ЕГЭ» прошли бесследно. Будто бы их и не было. Летом 2017 года тысячи молодых врачей вышли из своих almamater с одним большим вопросом: «И что дальше?».

Министерство здравоохранения пообещало народу врачей нового поколения. Предполагалось, что после 12 тысяч часов лекций и практических занятий вчерашние выпускники смогут с легкостью стать участковыми терапевтами и педиатрами. На деле же молодые специалисты лоб в лоб столкнулись с новой документацией, незнакомыми программами и отсутствием уважения к профессии.

Проблема нехватки кадров в поликлиниках Оренбуржье

Как сообщили в региональном Минздраве на официальный запрос ПроОрен, в 2012-16 гг количество участковых врачей в Оренбургской области уменьшилось на 66 человек. К началу 2017-го в регионе укомплектованность врачами составляла примерно 75%. Ничуть не лучше была ситуация и по всей России.

В прошлом году стараниями Минздрава России на свет появилась «Стратегия развития здравоохранения РФ на период до 2025 г.». Собственно, ее уже утвердил Президент Владимир Путин. Именно в этой стратегии одним из направлений развития здравоохранения РФ отдельно выделено повышение доступности и качества медицинской помощи.

В итоге, главным приоритетом должна стать медицинская помощь, оказываемая в поликлиниках. Кстати, именно их россияне посещают почти 1,5 млрд раз в год. А чтобы народ получил «всё включено» в первичном звене:доступную и квалифицированную помощь, дружелюбное отношение медперсонала, нужны дополнительные кадры.

Минздрав в Москве сказал – в регионах принялись за дело. Сразу после студенческой скамьи и первичной аккредитации «в поля» вышли 76 юных участковых терапевтов и 57 педиатров. На сегодняшний день укомплектованность врачей в нашей области выросла до 80-89% - такие данные нам озвучили в Министерстве. При этом, по информации региональной службы занятости, количество вакансий в области увеличилось на 750 мест и составляет почти 8,5 тысяч. В области по-прежнему не хватает врачей, учителей, инженеров, поваров, водителей и электрогазосварщиков.  Это данные за первую неделю декабря 2017 года.

«Я не могла до конца осознать, что я врач»

Прошло примерно полгода с того момента, как новоиспеченные педиатры начали работать в поликлиниках. Мы поинтересовались у молодых врачей о профессии, наличии личного времени и о наставничестве.

Яна Маленкова, участковый педиатр:

«В вузе не хватало практики. Хотелось бы,чтобы, когда начинаешь работать, было больше уверенности в действиях.

В первый рабочий день, мне показалось, что шесть лет пролетели мимо и обучалась вообще не я, а кто-то другой. Очень страшно,когда понимаешь, что уже нельзя посоветовать «сходить к врачу», когда врач уже ты. Я помню мой новый вызов, стою перед воротами дома и в голове проговариваю, что скажу, как поздороваюсь и что буду делать первым делом.Первые пару недель, я не могла до конца осознать, что я врач. Вздрагивала,когда ко мне обращались по имени отчеству.

Времени достаточно,если рационально его распределить. По стандарту, рабочий день длится 7,5 часов, из которых 3 часа - работы на приеме, а остальное–вызовы на участке. На самом деле рабочий день может длиться как шесть часов, так и все 12. Все зависит от количества пациентов.

Да, профессия педиатра открылась с новой стороны. Ещё прошлой весной,разговаривая со своей однокурсницей, я била себя в грудь и говорила, что я никогда в жизни не пойду работать на участок. Но у судьбы было свое мнение на этот счёт, и я оказалась в поликлинике,чему очень рада. Это очень разнообразная и интересная работа. Находясь здесь, я понимаю, что нахожусь на своем месте. И нет большего счастья, чем заниматься любимым делом»

Динара Муртазина, участковый педиатр:

«Первый день был очень трудным, но интересным. Коллектив принял хорошо. Наставничество есть, но его недостаточно. Времени у меня нет ни на что: рабочий день бесконечный - 8 -10 часов. Еще и дома доделываешь работу… Бесконечная бумажная писанина.

Профессия открылась заново, но с отрицательной стороны. Очень большой объем работы, ну и хамское отношение родителей»

Аккумыс Жолшибаева, участковый педиатр:

«Первый рабочий день начался очень быстро и прошёл очень даже плодотворно. Не было никаких поблажек со стороны начальства, несмотря на то, что у меня вообще не было стажа.У меня в наставниках был врач общей практики. Кстати, это очень хорошо,что первый год нас все-таки поддерживают.

Мало уважения к врачам - мы стали какой-то сферой обслуги. Не хватает подъёмных. Для меня эта профессия как нечто высокое и любимое! Может это глупо,но я обожаю своих детей на участке и чувствую ответственность за них. Они для меня родные и любимые,стараюсь сопереживать каждому. С другой стороны она открылась тем,что в нынешнее время мало уважают нас и идут в частные клиники, хотя качество помощи там хуже»

Маргарита Мысик, участковый педиатр

«Помню свой первый рабочий день: сумбурный, быстрый, тяжелый, растерянный. Коллектив принял очень хорошо, наставник замечательный. В первичном звене не хватает времени, которое врач бы мог в полной мере затратить на пациента. Времени на себя, на обучение нет совершенно»

Клетки для врачей

Тем временем в распоряжении Национальной медицинской палаты есть копия письма прокуратуры города Новосибирска. Последняя решила провести анализ состояния законности в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровье.

«Хорошая инициатива», - скажет любой пациент, но сначала мы расскажем, что предложили прокуроры. Среди всех запланированных мероприятий особняком стоит организация личных приемов граждан представителями прокуратуры по вопросам охраны здоровья граждан в конкретных медицинских организациях. Если коротко, то в больницах и поликлиниках им предложили вести прием пациентов… как врачам. Разница лишь в том, что прокуроры планируют принимать жалобы на медработников.

«Хорошо было бы выделить в поликлинике еще изолятор с клеткой и наручники для заключения медиков и кроме машины неотложной помощи — «воронок» с сотрудниками за счёт средств ОМС. А ещё лучше все это организовать в банях. Там после парной и кружки пива люди становятся более разговорчивыми. Совсем не смешно. Приехали!», - прокомментировал сайту medrussia.ru Глава Нацмедпалаты Леонид Рошаль.

За 2017 год заведено 1700 уголовных дел в отношении врачей, а просто подано пациентами заявлений — в три раза больше. За последние пять лет количество таких заявлений выросло в три раза. Это не значит, что врачи стали хуже лечить – стоит только взглянуть на уменьшение младенческой смертности. Это лишь значит то, что наступил кризис сегодняшней модели здравоохранения и методов управления.

Как следствие, люди недовольны качеством медицинской помощи, которую упорно оптимизируют. Так улучшают ли наше здравоохранение?