Топ-5 книг о Москве

06:49 / 27 июля 2016
Как гласит предание, 869 лет назад была основана Москва. Об этом упомянуто в средневековом триллере «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы». С тех пор мы вслед за чеховскими сёстрами только и твердим: «В Москву, Москву…». Отчего покоя не даёт нам Белокаменная, пробовали разобраться многие. Вот как это получилось у писателей. Предлагаем читателям подборку произведений, где Москва - не просто город, а главное действующее лицо.

Как гласит предание, 869 лет назад была основана Москва. Об этом упомянуто в средневековом триллере «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы». С тех пор мы вслед за чеховскими сёстрами только и твердим: «В Москву, Москву…». Отчего покоя не даёт нам Белокаменная, пробовали разобраться многие. Вот как это получилось у писателей. Предлагаем читателям подборку произведений, где Москва - не просто город, а главное действующее лицо.

Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»

Честь открыть нашу подборку по праву принадлежит дяде Гиляю. Кажется, ничто не ускользнуло от зоркого ока бытописателя, он создал настоящую энциклопедию жизни большого города, не счесть, сколько колоритных типов и личностей он запечатлел. В очерках у него щеголяют литераторы и купцы, воришки и городовые, художники и ремесленники, бойкие торговки и хрупкие хористки. Москва начала ХХ века у него представлена далеко не парадной, но такой полнокровной, живой и страстной. А как он об этом пишет, с каким вкусом, шиком и озорством!

Владимир Орлов «Альтист Данилов»

Главный герой романа – демон Данилов. Он живёт в Останкино, работает в московской консерватории, после работы иногда чуть-чуть выпивает с коренными москвичами (домовыми) и ведёт с ними беседы о славном прошлом Белокаменной. Когда книга вышла в 1980 году, то исключительно воспринималась читателями как социальная сатира. А сегодня такой Москвы уже нет, и поэтому роман читается иначе - с лёгкой ноткой ностальгии.

Вот послушайте: «Шли они берегом Яузы, а потом пересекли бульвар и голым, асфальтовым полем Хитрова рынка добрели до Подкопаевского переулка и у Николы в Подкопае свернули к Хохлам. Справа от них темнели палаты Шуйских и выше – длинный, голубой днём, штаб эсеров, разгромленный в августе восемнадцатого и ставший нынче детским садом, а в кривом колене Хохловского переулка их встретила ночным гудом нотопечатня Юргенсона, ныне музыкальная типография, каждый раз обжигавшая Данилова памятью о Петре Ильиче, приносившем сюда свои тёплые листы».

Владимир Войнович «Москва 2042»

Герой романа - писатель-диссидент Виталий Никитич Карцев, выдворенный из СССР. Однажды ему предложили заглянуть в будущее. Да и не в простое, а в московское. Купил он турпутёвку и оказался в 2042 году. В антиутопическом романе изображена коммунистическая Москва, от вида которой бегут мурашки по коже. Все граждане заняты производством биотоплива (ну сами знаете из чего), потому что растрачены уже все природные богатства, в «наступившем самом настоящем коммунизме» по-прежнему царит культ личности, геронтократия и деспотия. Однако сегодня автор полагает, что многие его фантазии стали реальностью. «Я описывал то будущее, которое – я надеялся – никогда не наступит, поскольку это была не утопия, а антиутопия. А теперь действительность, кажется, уже превосходит то, что я там написал», - признался Владимир Войнович в одном интервью.

Резко, конечно, но есть повод задуматься.

Татьяна Толстая «Кысь»

Очень-очень страшная сказка о том, каким уродом может стать человек, если замутнён источник исторической памяти и нарушена духовная связь поколений. Вот тогда человек в Кысь обращается, а Москва - в Федоро-Кузьмичск. От прежней столичной славы остались лишь извращённые до абсурда обрывочные воспоминания да самодельные таблички с ничего не значащими названиями станций метро. Сгинула культура, а вместе с ней и город…

Булат Окуджава «Свидание с Бонапартом»

«Если я займу Киев, то этим я возьму Россию за ноги, если Петербург, то - за голову, а если Москву, то этим поражу Россию в сердце», - логично размышлял Наполеон перед походом на Россию. Хорошим стратегом был Бонапарт, да одного не учла его рассудочная голова, что сердце само выбирает, кому покориться, а кому отпор дать. Булат Окуджава создал удивительную историю, в неё влюбляешься с первой строчки, а читаешь на одном дыхании до последней точки. Всё настолько атмосферно, психологически точно и убедительно, что вот уже видишь себя в образе поручика в отставке и даже чуешь запах гари, охвативший Первопрестольную.

А тем, кому Москвы мало, предлагаем ещё вот что почитать: Анатолий Рыбаков «Дети Арбата», Дмитрий Вересов «Возвращение в Москву», Василий Аксёнов «Москва Ква-Ква», Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».