Наив на драйве

10:13 / 29 января 2019
Наступивший 2019 год объявлен в России годом театра. О том, как повлияла эта правительственная инициатива на жизнь местных провинциальных подмостков, мы беседуем с Мариной Яриловой, художником театра кукол Пьеро.

- Самое главное: за 27 лет самостоятельного существования вы научились быть независимыми в финансовом плане? Может ли театр вообще сформировать успешную коммерческую историю?

- Абсолютно нет. Мы так и не научились коммерции. Но дело ведь не только в нас. У провинциального театра судьба такая: он создан для своего зрителя и функционирует для него.

А кто наш зритель? Это родитель с уровнем доходов ниже среднего прожиточного уровня со своим ребенком. В зале у нас 90 посадочных мест и еще 10 приставных. Вы можете сами легко посчитать. В этом году мы уже просто вынуждены были поднять цену билета до 200 рублей – при том, что в среднем по стране наши коллеги могут функционировать при цене билета от 500 рублей.

У наших зрителей очень небольшой бюджет. Мы боимся, что, даже любя нас, зритель не сможет к нам приходить – это будет ему не по карману.

- Как вы сами относитесь к правительственным инициативам? И ждете чего-то от года театров?

- А как к ним можно относиться вообще? Честно говоря, ничего не ждем. Мы привыкли полагаться на себя. Хотя у нас очень маленькая команда. 30 человек, из них 7 актеров, 4 вахтера, 2 администратора, 3 человека – мастера цеха. И при этом каждый на все руки.

Вы думаете, наша обстановка – результат того, как мы хотим жить? Мы просто не можем по-другому. Это способ выживания. Все своими руками, и только так. Вся практически мебель в театре – случайного, если не помоечного происхождения. Облагораживаем как-то.

Но по-своему мы счастливы, потому что к нам прибиваются с улицы буквально разные люди. Например, механик-конструктор, потрясающего таланта человек, неформатный совершенно. И здесь все раскрываются по полной – начинают творить, рисовать, хотя до этого никакого отношения к искусству не имели.

Это нормально, потому что театр – это и есть сплошное изобретение. Синтез всего со всем.

- А для себя какие-то задачи в этом году ставите?

- Мы каждый год стараемся обновлять репертуар. Сегодняшние наши новинки: «Теремок» и «Золотая рыбка». В планах либо «Барышня-крестьянка», либо «Женитьба». Да, это для старшей возрастной группы, для взрослых. У нас из подобных работ есть Зощенко, есть «Руслан и Людмила». И это легендарные постановки, говорю без стеснения. «Пьеро» - это театр для всей семьи. Думаю, какой-то из предстоящих спектаклей мы повезем в Питер, на очередной профессиональный конкурс.

- У вас совершенно потрясающие декорации. Не могу избавиться от ощущения, что это ожившая картина.

- На самом деле у нас все такое. Без этой искренности не будет веры ни актеру, ни кукле, ни действию. Пусть эти образы не существуют реально, но от этого они не менее живые.

Атмосфера ощущается, потому что это абсолютно ручная работа – до последнего листочка. Культура – это не горизонт, а колодец. И этот спрос на глубину возникает там, где есть инициатива самого автора.

- Сегодня, стоит завести речь о театре, все начинают говорить об интеграции со зрителем. Это ваша тема?

- Совершенно нет. Вообще работа актера с куклой – это храмовое действие. Самый древний исторически зафиксированный вид искусства. В этом представлении зритель должен оставаться зрителем, доминируют образ и слово.

Интеграция – давно пройденный этап, все это уже давно придумано, и совсем не нами. Задача театра – в нарушении границ, в смешении всего, он не признает никаких условностей. Он же постоянно нарушает стереотипы, традиции, личные границы. Здесь нет зоны комфорта. И именно поэтому у зрителя возникает такая сильная эмоциональная отдача.

Спектакль всегда действие сакральное, и ребенка сюда, как и в храм, привести никогда не рано. Поэтому у нас есть постановки «от 0» – тусовки для мам с грудничками в фойе. Младенцы у нас с удовольствием смотрят Сутеева.

- Вам приходится прикладывать усилия, чтобы оставаться актуальными?

- Мы работаем на опережение. Изобразительный язык постоянно усложняется. Сейчас куклы не то, что из 80-х – из 90-х воспринимались бы как морально устаревшие. Очень быстро уходят вперед мышление, технологии. Приходится постоянно меняться, в то же время сохраняя и оберегая какую-то историю. Зритель ее видит и, конечно же, многое додумывает – нужно дать этому процессу пищу, использовать каждый миллиметр сцены. Мы рисуем картину жизни. Каждый спектакль – это срез и яркий отпечаток.

- Какие черты вечны для кукольного театра?

- Все-таки театр кукол правильнее. Потому что первичен именно театр. Кукол как таковых мы можем в представлении вообще не задействовать, но это нашей сущности не поменяет. Первичны детская наивность, доверчивость, какая-то усложненная простота.

- Все, кто работает с детьми, жалуется сегодня на засилье гаджетов...

- Нет, это абсолютно не проблема. Конкуренцию нам мог бы составить только хороший театр.

Театр кукол «Пьеро» создан в 1991 году. Это самый молодой профессиональный муниципальный театр. До этого труппа 10 лет существовала «в свободном полете». В театре постоянно проводятся творческие встречи, выставки местных начинающий и признанных художников.

«Пьеро» - победитель многочисленных престижных всероссийских и международных театральных фестивалей. С 2001 года театр «Пьеро» проводит на постоянной основе собственный Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник».