Книги, рассказывающие о жизни нескольких поколений и вместе с тем показывающие историю целой страны, всегда находят место в нашем сердце. Они о наших предках, родине, семье, нас самих. Это и радость, и боль, о которой мы боимся, но одновременно хотим читать.
Анатолий Рыбаков «Тяжелый песок», 1978
В небольшом для семейной саги объёме Анатолию Рыбакову удалось рассказать полную историю большой еврейской семьи, охватив период в более чем 30 лет. Развитие сюжета начинается с истории любви Якоба и прекрасной Рахиль, которые, однажды встретившись, расстаться уже не смогли. Спокойное, размеренное повествование о жизни большой семьи с обычными для каждого проблемами и радостями прерывается войной, захватчиками, гетто. Простота и понятность языка автора как будто находится в некотором диссонансе с тяжелейшим, давящим смыслом. Но обманная простота – это иллюзия, которая помогает читателю справиться с болью и горьким осадком, оставшимся после страшного экскурса в историю нашей страны.
Анатолий Рыбаков «Дети Арбата», 1987
Трилогия, роман-эпопея, главный труд Анатолия Рыбакова – книга « Дети Арбата» появилась только в конце 80-х, но работать над сюжетом Анатолий Наумович начал еще в конце 50-х, после смерти Сталина. Жизнь арбатских детей – это история нашей страны, где на одной чаше весов – победа советского народа в Великой Отечественной войне, достижения в промышленности, но на другой – безжалостные репрессии, пытки, доносы. Дети Арбата – люди неоднозначной эпохи, на фоне которой строятся их жизни, и вершится политика. В романе она наравне с героями, одна из них. Огромная заслуга автора – художественный образ Сталина, его рассуждения и мысли. Рыбаков проделал огромную работу, проведя множество часов в архивах и библиотеках, изучая историю. Именно потому образ вождя так правдоподобен и страшен.
Василий Аксёнов «Московская сага», 1993
«Московскую сагу» Аксёнова часто сравнивают с «Детьми Арбата» Рыбакова. Одно и то же поколение, сформировавшееся в период Великой Отечественной войны, репрессий, сталинизма. Однако история семьи Градовых, рассказанная в «Московской саге», - явление уникальное. Неподражаемый стиль Василия Аксёнова, порой гротескное повествование выделяют «Московскую сагу» из ряда других произведений. Откровенная, страшная и одновременно ослепительная проза Аксёнова заставляет читателя пережить описанную эпоху вместе с героями семейства Градовых, на долю которых выпало так много испытаний.
Марина Степнова «Женщины Лазаря», 2011
«Женщины Лазаря», второй роман Марины Степновой, завоевал читательское признание сразу после выхода, получив премию «Большая книга» и войдя в шорт-листы премии «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна». Это необычная семейная сага, повествующая о гениальном учёном и его женщинах. Три главных женских образа, каждый из которых оставил свой след в жизни учёного. Непредсказуемая история о любви и нелюбви, психологическая, насыщенная проза вряд ли похожа на банальный любовный роман. Необычное построение романа, когда целостная картина складывается из отдельных кусочков, и яркий, неповторимый стиль автора делают прочтение книги истинным удовольствием.
Наринэ Абгарян «Люди, которые всегда со мной», 2014
Автор известной и многим полюбившейся «Манюни» умеет создать удивительную домашнюю атмосферу уюта и теплоты. «Люди, которые всегда со мной» - пронзительная, душевная семейная сага, возвращающая читателя к истории своей собственной семьи. Она напоминает о детстве, но вместе с тем нельзя отстраниться от героев книги. Возможно, история получилась такой ассоциативной, потому что книга во многом автобиографичная. Со временем переосмыслив многие детские воспоминания, Наринэ Абгарян пишет о главном: о семье, родине, предках. О том, что важно для каждого из нас. О тех, кто всегда рядом с нами.