Пять книг с необычной композицией

09:55 / 22 сентября 2016
Всегда находятся те, кто читает книгу не последовательно, а норовит заглянуть на последние страницы, чтобы узнать, чем повествование закончилось, или беспечно пропускает незаинтересовавшие сцены. Специально для таких литературных нонконформистов мы подготовили подборку книг с необычной композицией. Их авторы не сковывали себя рамками классического повествования. Многие из произведений этих писателей вовсе противопоказано читать «как положено», а иные больше похожи на кроссворд, оракул, астрологический справочник – что угодно, но не художественную книгу в традиционном понимании.

1.Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Необычность этой книги японского писателя Харуки Мураками в том, что в ней переплетаются две совершенно разные истории, которые постепенно сливаются в одно целое. Начиная писать её, автор не представлял, как они в итоге объединятся. Нечётные главы книги медитативные, неспешные, а чётные – динамичные, пульсирующие ритмами мегаполиса. Всё потому, что одну часть книги писатель создавал правым полушарием мозга, а другую – левым. Попеременное переключение с одного способа повествования на другой создают у читателя замечательные ощущения. Книгу хочется перечитывать ещё и ещё.

Отрывок: «Сколько бы неприятностей ни ждало меня завтра — а их, скорее всего, будет немало, — сейчас я хотел бы уснуть и не просыпаться, пока Земля не крутанется Майклом Джексоном вокруг своей оси. Для новых неприятностей мне нужен свежий запас отчаяния».

2. Хулио Кортасар «Игра в классики»

Экспериментальный роман аргентинского поэта и прозаика можно читать обычным образом, последовательно переходя от главе к главе. А можно воспользоваться приведённой автором схемой и перепрыгивать от одной пронумерованной части произведения к другой. Это перескакивание напоминает игру в классики. В предисловии автор предупреждает, что в его антиромане сразу несколько книг. Основной сюжет сложноорганизованного произведения завершается в двух частях «По эту сторону» и «По ту сторону». Остальные главы в разделе «С других сторон» необязательны к прочтению, но, уже оказавшись в выдуманном писателем мире, разве возможно остановиться?

Отрывок: «Иногда я убежден, что глупость имеет форму треугольника и что, если восемь умножить на восемь, получится безумие или собака».

3. Милорад Павич «Пейзаж, нарисованный чаем»

Романы Павича не для тех прилежных читателей, которые по школьной привычке поглощают литературные произведения страница за страницей. Хотя и такой формат погружения в вымышленную им реальность не исключается. Его книги можно дочитать до середины, а потом начать с другого конца, выбрать один из нескольких возможных финалов, тасовать главы как карты Таро, предрекая тем самым ту или иную участь героев… Одна из таких необычных по структуре книг – «Пейзаж, нарисованный чаем». Этот роман, как кроссворд, можно читать по горизонтали, «как течёт река», или по вертикали, «как идёт дождь». В зависимости от выбранного способа представляется возможность  проследить или повороты судьбы разных героев, или хитросплетения сюжета. В конце книги предоставлено место для того, чтобы вписать развязку романа или разгадку кроссворда.

 Отрывок: «Человек, чьё сердце полно молчания, совсем не таков, как тот, чьё сердце полно тишины».

 4. Макс Фрай «Жалобная книга»

Этот маленький фантастический роман из жизни людей, наделённых мистическим даром проживать чужие жизни. Книга написана от лица двух главных героев, чьи монологи сменяют друг друга попеременно. Как «женские», так и «мужские» главы романа имеют вместо заглавия сведения о стоянках луны, которые разделяют движение спутника Земли по кругу на 28 частей. Каждая соответствует среднему ежедневному движению небесного светила. Однако те, кто бросится искать в названиях особый смысл или соответствие с душевными переживаниями героев, разочаруется. Автор сразу оговаривается, что внутренний лунный календарь героев то отстает от реального, то, напротив, его обгоняет. Зато читатель найдет в книге много Таро, кофе, корицы и, конечно, фирменный максфраевский слог с вкусными сравнениями и эпитетами.

Отрывок: «Если есть возможность осмотреть чужой книжный шкаф, непременно это делаю. И в глубине души по-прежнему полагаю, что это и есть наилучший способ узнать человека».

5. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Классик отечественной литературы избрал для своего знаменитого романа новаторскую форму повествования.
Композиция необычна тем, что читатель узнаёт о событиях из жизни главного героя не по порядку. Благодаря этому книгу можно читать с любой главы, каждая из которых представляет собой законченное повествование, и заново открывать для себя одну из граней сложного характера персонажа.

Отрывок: «Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».