Детская преступность: почему это происходит?

14:23 / 11 ноября 2016
В начале октября в Оренбурге произошел вопиющий случай – двое подростков 14 и 15 лет избили взрослого мужчину. Повреждения оказались настолько серьезными, что долгое время пострадавшему пришлось провести в реанимации. Подобный инцидент – всегда следствие более глобальной проблемы. Редакция ProOren, поговорив с Ларисой Беломытцовой, заместителем начальника подразделения по делам несовершеннолетних областного МВД, решила выяснить, на каком уровне находится детская преступность в регионе, и что толкает подростков на совершение преступлений.

- В этом году идет снижение подростковой преступности. По сравнению с прошлым годом количество правонарушений и преступлений снизилось почти на 30%. Это очень много, - начинает рассказ Лариса Владимировна. – Но, несмотря на снижение, проблемы все равно остаются. Одна из самых страшных тем – продажа алкоголя детям. Большинство продавцов – женщины, которые продают спиртное мальчишкам, таким же, как их сыновья, внуки. Выпив, подростки идут на преступления.

Сейчас мы активно выявляем продавцов, которые продают алкогольные напитки несовершеннолетним. За девять месяцев этого года к уголовной ответственности привлечены 40 продавцов. Это сложный процесс: прежде чем завести уголовное дело, нужно два раза привлечь к административной ответственности. Несмотря на трудности, мы продолжаем бороться с этой проблемой, так как продажа алкоголя детям – корень зла.

- На преступления детей толкает только алкоголь?

Конечно, не только это. Бывают семьи, где ребенок никому не нужен и предоставлен сам себе. Он идет на улицу, где может оказаться в самых разных компаниях. Здесь начинаются кражи, угоны. Но, как правило, не с целью продать велосипед или машину. Ребенок понимает, что ему никогда не сесть за руль автомобиля: потому что неполная малообеспеченная семья, потому что родители пьют. А у одноклассника Максима все есть. Вот они от безысходности то велосипед уведут, то в чужую машину залезут.

Еще важный фактор – к преступлениям детей склоняют взрослые.  Говорят: «Ты же ребенок, тебе ничего не будет. Укради, я продам, а деньги поделим». Конечно, делиться с ним никто не будет, а вот меры воспитательного характера последуют. Ребенка направят в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В нашей области есть такой. Дети, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет), по решению суда отправляются в этот центр на срок до месяца. Там с нарушителями работает большой коллектив психологов, воспитателей.

- Какие кражи чаще всего совершают подростки?

- В последнее время большой проблемой стали торговые центры Оренбурга. На каждом шагу написано, что ведется видеонаблюдение. Но разве подростка это останавливает? Он новые джинсы надел, а вместо них положил на полку свои. Защитные бирки они давно научились отрывать. Только по глупости не понимают, что все равно поймают. Ребенок только выходит за пределы магазина, охрана тут же берет его под руки. Мы уже много раз говорили с администрацией магазинов, чтобы охрана, видя кражу, пресекала сразу, а не ждала факта совершения преступления. Но у них свой план: за раскрытие положена премия.

- Какая ситуация сложилась с преступлениями против подростков?

- Чаще всего это жестокое обращение с детьми в семье. Тема очень закрытая: закон запрещает нам заходить в дом, если там не было совершено преступление. Как правило, узнать об этом очень сложно. Дети попадают в больницу – сразу же сообщают, но обычно «воспитывают» так, что синяков не видно, и до больницы не доходит. Мы столкнулись с тем, что зачастую ребенок всю жизнь живет в насилии. Он не знает, как должно быть, для него это нормальный образ жизни. И когда он создает свою семью, поведение моделируется.

В течение дня поступает по несколько заявлений об уходе детей из дома. Поднимаются сразу экстренные службы, все силы бросаются на поиски. Бывает, ребенок уходит после ссоры. Потом одумается и вернется. А ведь случается так, что мы не можем найти ребенка, а что случилось внутри семьи – не знаем. Ведь далеко не каждый ребенок способен уйти в ночь, что-то серьезное должно заставить его покинуть родные стены.

На такие семьи мы обращаем самое пристальное внимание. По статье «Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию детей» возбуждено очень много дел, в России наша область занимает по этому показателю второе место. Считаю, что прокуратура правильно смотрит на этот вопрос, так как сам процесс возбуждения дела – способ заставить родителей пересмотреть свое поведение, повод задуматься. Конечно, это больше профилактическая статья. Но если родители не осознают, что вредят жизни ребенка, подключаются органы опеки, детей забирают из семьи. Для ребенка это самое страшное. Не передать словами, как дети любят своих пьющих и бьющих их родителей. Они готовы выпрашивать деньги на улице, воровать. Родители и дети меняются социальными ролями: у детей проявляется забота, в то же время у родителей она совершенно отсутствует.

- В неблагополучной семье ребенку комфортнее, чем в детском доме?

- Бесспорно. Ребенок теряет семью, пусть даже неблагополучную, для него это страшно. Поэтому сейчас политика государства направлена на то, чтобы семья была кровной. Пусть опеку возьмут бабушка, тетя, сестра или брат, но не детский дом. Когда-то я услышала выражение: «В детском доме все есть: чистая постель, полноценное питание, дополнительные секции. Но нет комнатки, в которой можно сесть одному и поплакать». Я согласна с этими словами. Много лет работаю с подростками и вижу, что они действительно искренне любят своих родителей, какими бы они не были, и свой дом, пусть далекий от совершенства.

- В последнее время много говорят о том, что школа несет ответственность за противоправные действия подростков. Вспомнить хотя бы случай с избиением школьниками мужчины. Школе было внесено предписание, так как «не уследили». Это правильная позиция?

- Как правило, классный руководитель отлично знает свой класс. Педагог по несколько лет работает с детьми, и каждый ребенок для него как на ладони. Жестоких, озлобленных детей видно сразу. Ведь можно поднять этот вопрос на педсовете? Сообщить нам, чтобы мы поработали с родителями, с детьми. Маму можно привлечь к ответственности за неисполнение родительских обязательств. Это подстегнет ее к более пристальному вниманию за ребенком. Но почему-то у нас сложилась такая тенденция, что ни учителя, ни соседи, знающие о проблемах внутри семьи, не сообщают об этом, а иногда даже скрывают. Эта тенденция ведет к тому, что за закрытыми замками в семье может произойти что угодно.