ЕГЭниада: оренбургские школьники о сдаче единого экзамена

10:17 / 12 июля 2019
Школьники Оренбуржья поделились впечатлениями от подготовки к единому экзамену. Стереотипов о нем много, но вот – факты из первых уст.

Ирина (имена изменены), Школа № 41 Оренбурга

Ученики, которые готовятся к ЕГЭ, наверное, делятся на три типа. К первому относятся те, кто усиленно готовятся с 10 класса, решают тестовые задания каждый день, потенциально могут сдать на высокий балл и «свалить из Орена». Но такая подготовка приводит к изоляции и потере друзей, отсутствию новых увлечений и знакомств.

«Страшно представить, что будет с таким учеником, если он выгорит и не сдаст…».

Вторая категория - обычный школьник, который решает тесты в случае экстренной необходимости, например, перед «пробником». Не может определиться с вузом - нет четкой цели: «Куда выйдет, туда и поступит. В зависимости от баллов».

Третий тип - школьники, которые сдают не четыре, а два предмета: математику и базовый русский, а потом поступают в колледжи. Такие ребята могут пропускать уроки, работать или налаживать личную жизнь, приходить на пробники и экзамены и писать их «на троечку».

«Некоторым ученикам директора запрещают сдавать больше двух предметов, чтобы они не портили рейтинг школе, но могли поступить в колледж».

В течение года «пробники» сбивают нормальную подготовку к четырем предметам одновременно. К примеру, через неделю – «пробник» по русскому. Школа и сам ученик кидают все силы на русский. Остальное уходит на второй план. Дальше, например, математика. И вновь все силы на тот предмет, что ближе по срокам. Таким образом подготовка идет рывками, а ты бесконечно нервничаешь от того, что тебя постоянно дергают.

Ирина говорит, что родители видели ее в разных состояниях: после подготовки она усталая приходила и ложилась спать, а потом, ближе к вечеру, садилась за тесты. Либо после неудачного пробника или тестов приходила расстроенная и нервная, пыталась успокоиться.

«Из-за перенапряжения в какой-то момент я могла зареветь. Ужасное состояние, но потом становится легче…».

В процедуре сдачи при этом ничего страшного нет. Камеры, инструкции, запреты, подсчет минут нахождения в туалете, придирки к твоей шоколадке и бутылке воды - да, всё это удручает. Но в целом нормально.

«Кстати, организаторы знают, что мы ходим в туалет, чтобы посмотреть «шпоры», но с нами не ходят и около кабинок не стоят». 

На ЕГЭ школьников ведет сопровождающий от школы. Это правило ввели после того, как две девочки попали под машину по дороге на экзамен. «Под конвоем», - говорит Ирина. Даже если с собой ничего нет, школьники все равно нервничают при проходе через металлоискатель и во время осмотра.

По словам Ирины, после сдачи от волнения и усталости сильно кружится голова и немного подташнивает.

«Дома понимаю, что экзамен прошел и можно расслабиться, но ждать результатов волнительнее, чем сдавать. Ждать русский язык, например, 17 дней».

Итог: русский - 73, литература - 66, обществознание - 70, базовая математика - 5. Поступает на филфак ОГУ.

Татьяна, школа Бузулукского района

Учителя очень поддерживали, причем не формально, а по-человечески. Один жесткий момент был на ЕГЭ.

«Я сдавала литературу, писала всю работу своей любимой черной капиллярной ручкой. Когда обратилась к организатору за дополнительным бланком, она стала наезжать из-за того, что ручка недостаточно черная и компьютер может не распознать текст».

Потом она дала другую ручку и пошла шептаться с организаторами. Сказать, что меня это напрягло - не сказать ничего.

«Сразу после последнего звонка я рыдала и считала часы до экзамена».

Легла спать в 3, встала в 6, но чувствовала себя хорошо. Нарисовала лучшие стрелочки за всю историю человечества, надела новые колготки и начала прятать шпоры! В ход пошли все элементы женского туалета. В определенный момент на экзамене была большая вероятность спалиться, но обошлось.

«Моя депрессия закончилась в тот момент, когда я увидела свой вариант задания. А еще позднее поняла, что ЕГЭ - это лишь одно из жизненных испытаний, которое под силу пройти каждому, кто учился в школе».

Пережив последний экзамен, я думаю лишь о том, что я большая молодец хотя бы потому, что не притворилась мертвой, чтобы никуда не идти. 90 у меня баллов или 60, прочитал комп мою недостаточно черную ручку или нет - какая разница, если можно поступить в педколледж и писать статьи про местных рукодельниц для газеты «Российская провинция»?

Итог: литература - 80, русский - 87. Поступает на журналиста в СГУ им. Королева.

Александра, Лицей № 1

Предметы, которые сдавала, навязали родители. Они мечтают, чтобы дочь стала врачом, а не филологом.

«Когда я все-таки отказалась от поступления на филфак и решила сдавать химию и биологию, учителя на меня «взъелись». Одна из учительниц так преуспела в этом, что я стала избегать встреч в коридорах».

Со временем перестала вовсе ходить в школу. Родители пригласили двух репетиторов, кроме того занималась по видеоурокам с бесконечной «домашкой»…

«На удивление, сами экзамены были не так сложны. Сложнее было ждать, когда это всё закончится».

Бесконечные пробники, агрессия преподавателей из-за низких баллов некоторых учеников… В обнимку с успокоительными таблетками и сердечными каплями прошло время от января до мая.

На самих экзаменах все стояли и нервно хихикали или молча смотрели в одну точку. Учителя попадись адекватные – они, похоже, сами не особо в восторге от ЕГЭ. Но им приходится быть дотошными: руки под парту не опускать, сидеть ровно, звуков не издавать.

«Все мои экзамены выпадали на жару от +30 градусов. В кабинете – адски жарко. К одному мальчику докопались из-за калькулятора (он был в футляре), какой-то девочке хотели не разрешить пронести чай (он был достаточно прозрачным, поэтому не понятно, чем он мог вызывать подозрения). Но до маразма вроде наблюдателей в туалете не дошло».

Елена, Лицей № 3 Оренбурга

Больше всего страдают нервы родителей, а не учеников. Школьнику легче получить информацию об экзамене, он знает о его подводных камнях и подстраивается под ситуацию. Родители шагают в неизвестность, не понимая, как помочь.

«Думаю, со следующим поколением эта проблема исчезнет, а пока…».

В одной из аудиторий на экзамене по математике учителя неправильно провели процедуру выдачи доп. бланков. Следовало, не отвлекая ученика, вписать в новые листы шифр, они же заставляли вписывать его самостоятельно под диктовку.

В другой аудитории не прочитался диск с заданиями, как, впрочем, и второй, запасной. Но не беда - есть запасной ноутбук и вуаля: на 40 минут позже, но экзамен начался.

Насчёт выгорания: неинтересно учиться. Почему-то из уст старшеклассника это звучит наивно... Подростку сложно понять предел своих возможностей, и вот ты думаешь: «да, скучно, но я мало теряю» - берёшься за дело, цель которого понятна ровно настолько, насколько она оправдывает средства. А ресурсы организма кончаются неожиданно.

Итог: математика - 92, русский - 98, физика - 100. Поступает в СПбГУ на инженерно-ориентированную физику.