Пишут читатели: «Зимы не будет», или Театр абсурда

12:52 / 20 апреля 2017
Эпиграфом к рецензии мог бы послужить фрагмент одного из диалогов этого кинофильма:

- Ань, ну посмотри, какой из меня Арчил Мерабович? - спрашивает физрук.

- Ну, если честно, никакой, - с улыбкой отвечает женщина.

И вот после просмотра «Зимы…» мы вдруг вспомнили об этом фрагменте как о знаковом. Все живут как бы и не своей жизнью, а придуманной; занимаются не тем делом, каким бы следовало; да и влюбляются тоже как-то неправильно, даже парадоксально. А между кинозрителями затем тоже происходят аналогичные диалоги типа: «Какой же после этого Демичев элитный режиссер? Да, наверное, просто никакой».

Но сравнительно молодой Илья Демичев сумел однажды ярко отметиться в российском кинопространстве, поставив необычный фильм «Как раки» (2009). Эта своеобразная, ироничная картина смогла чем-то зацепить продвинутого зрителя. Затем была демонстрация на телевидении в проекте Гордона «Закрытый показ» с бурным обсуждением. А это могло говорить о серьезном старте режиссера-дебютанта. У него появилось немало поклонников, которые успели запрессовать Александра Гордона в Интернете, за его критические замечания. Обсуждение на ТВ было объективным, как полагается, с разными точками зрения, но разгромной критики в адрес режиссера не было. И вот после пятилетнего антракта Демичев решил взяться за новый проект, но силы, видимо, не рассчитал.

После просмотра «Зимы не будет» первым делом возникает вопрос: а что это было? Затем зритель (каждый для себя) пытается определить жанр кинокартины: черная комедия, фарс, трагифарс? Да, в принципе, все вместе взятое, только больше всего это напоминает комедию абсурда. Одна вот беда – смеяться там практически негде. Следовательно, можно было бы классифицировать картину как театр абсурда, только на экране. Все остальные вопросы надо задавать уже самому режиссеру: что он хотел, о чем думал, на что надеялся?

Безусловно, есть и положительный момент: хронометраж ленты всего 79 минут. Кажется, что если бы смонтировали на 1,5 часа или больше, то ожидался бы полный провал. Другой хороший плюс картины – музыкальное оформление. Мелодии сопровождаются балалаечным аккомпанементом. Таким образом, ассоциативно достигается полная русская идентичность кинопроизведения, несмотря на акцент Дапкунайте. Даже имя композитора - Демьян Курченко - как нельзя лучше соответствует титрам и заявленной сюжетной канве.

Сначала все шло по восходящей, несмотря на дурацкую сцену имитации суицида во время семейного завтрака, как и других не более прикольных моментов. Олигарха Семена Семеныча (символично, однако, его нарекли) давно все достало, жизнь не в радость, и на вопрос секретаря: «Что-нибудь хотите?», он отвечает: «Хочу, чтоб метеорит как долбанул и разнес всех к чертовой матери!». И ведь как в воду глядел. Два перепуганных астронома врываются в кабинет своего шефа и на просьбу обождать хоть 5 минут категорично заявляют: «Олег Михалыч, нет у вас никаких пяти минут». Оказывается, приближается огромный метеорит, и через 48 часов неизбежно падение на Землю, где все живое непременно должно погибнуть. «Значит, зимы не будет? А жаль», - с досадой, посмотрев на небо, произносит Михалыч (Александр Самойленко).

Кроме астрономов об этом никому вроде неизвестно, но каждый ощущает в душе некий дискомфорт и хочет за два ближайших дня кардинально изменить ситуацию. Только студенты-филологи по-прежнему готовы жить, дышать полной грудью и развлекаться даже на лекциях. А Оля по просьбе преподавателя Анны Аркадьевны (Ингеборга Дапкунайте) с удовольствием и искренним выражением читает наизусть стих Марины Цветаевой. Аудитория дружно аплодирует. Идет только 17-я минута фильма. А вот далее что-то пропадает, становится как-то пресновато, без изюминки. Ощущается элементарное невезение для всех, включая зрителя. А для нас оно в том, что исчезает с горизонта эта студентка Оля и не появляется даже в самом конце на «чеховском теплоходе».

Демичев не только режиссер фильма, но и сценарист. Нет нужды напоминать, что он не Клод Лелуш и не Вуди Аллен. Он не смог в одиночку вытянуть свой фильм на все 100. Зато с актерским составом везение получилось абсолютное, хотя и здесь зрители далеко не однозначны во мнениях.

На фестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм «Зимы не будет» награжден как раз за актерский ансамбль. Прямо говоря, награда не супервыдающаяся, ведь главное, не какой ансамбль, а как он играет. На первых и вторых ролях было задействовано 17 актеров (эпизодических не считаем, но их меньше), где практически нет неизвестных, включая молодых. Даже Никита Ефремов известен хотя бы тем, что он сын Михаила Ефремова. Однако из всей кинотруппы особо можно выделить только двоих, хоть у них и второй план: Анна Перелешина и Михаил Евланов (роль массажиста Бориса). Но почему-то именно у них наиболее естественная и правдоподобная игра.

Но ведь тут целых две примы-кинодивы: Ксения Раппопорт и Ингеборга Дапкунайте! Они переигрывают или недоигрывают? Высокого класса все равно не наблюдаем. Во всяком случае, артистки не виноваты, во всем налицо недоработка режиссера.

Как и полагается в «чернухе» или трагифарсе, в киноленте немало криминальных сцен. Первая «мокруха» происходит на 46-й минуте, вторая - на 57-й и т.д. Правда, все покойники оживают - не до конца их убили. Но после первого «зомби» все остальные уже будут предсказуемы по ходу сюжета. Значит, все же можно констатировать гуманистический посыл произведения. Хоть на этом спасибо.

Режиссер вроде дает каждому персонажу второй шанс. Тем более что и метеорит пролетает мимо. Астроном Гена все перепутал, ввел неверные данные в компьютер. Как же это типично, по-нашему, по-русски, даже пить на работе для этого не обязательно. А нужен ли нам всем второй шанс, и что он изменит? За двое суток герои проходят замкнутый круг, никто горы так и не свернул, а завершающий чеховский бал был лишь продолжением театра абсурда. Ведь нужно не ожидать грядущего апокалипсиса, а каждый божий день проживать так, как советовал мой тезка Островский, «чтобы не было мучительно больно за…».

Этому фильму наши зрители выставили рейтинг 5,5. Маловато, но больше он и не заслуживает. Второй и последний шанс надо предоставить самому И.Демичеву. Если же он его не использует должным образом, и следующая картина будет слабой, то в таком случае творческая смерть обеспечена. А тогда ни зимы, ни лета ему уже явно не понадобится.