Пишут читатели: неполиткорректная «Волынь»

14:38 / 14 июля 2017
Еще в ноябре прошлого года мы узнали о состоявшейся премьере в Польше фильма Wolyn и только сейчас фильм появился в интернете.  Как и с польским фильмом «Катынь» в свое время, такие ленты проходят мимо широкого зрителя. Причины, как и раньше, политические.

Сверху дана отмашка на патриотическую риторику. Приходится втолковывать, что только гитлеровская Германия нападала на Польшу в сентябре 1939-го, а войска Красной Армии вошли не просто на Восток польской территории, а вроде как на свою исконную землю: Западную Украину с такой же Белоруссией. А если и был перед этим пакт Молотова – Риббентропа со строго секретными протоколами, где чёрным по белому сказано, что после падения Польши далее последуют Прибалтика с Финляндией (только уже в сфере интересов СССР), то не стоит этому документу придавать большое значение, а тем более как-то его комментировать.

Опять увлеклись политикой, будь она неладна, да куда ж без неё? Вся беда как раз в том, что когда заходит речь о таких фильмах как «Волынь», то все дискуссии скатываются к политическим баталиям, и длятся они бесконечно, а о художественных качествах и достоинствах практически никто не говорит и не вспоминает. Но и здесь закралась главная политическая интрига. Мы знаем, что на Украине этим фильмом сильно недовольны, есть мнения известных там людей: мы потрясены, от польского кинематографа не ожидали и т.д. Логично получается, что если это камень в огород хохлов, то на нашем-то москальском пространстве фильму должен быть дан полный карт-бланш, тем более что укропы орут благим матом: Кремлёвская пропаганда!, - и всё в таком роде. Но вдруг опять что-то не срастается, - «кина не будет!». А вот к этому «что-то» мы обязательно вернёмся.

А пока надо немного сказать о достоинствах фильма “Волынь”. Они вообще есть? Несомненно, да вот только критики разных стран и ориентиров в своих подходах и комментариях явно передерутся. Кто-то считает, что режиссёр увлекается больше исторической хроникой событий, нежели художественным воплощением драматической истории. Кое-кто говорит, что польский мастер как кулик в своём болоте, т.е. у него всегда хорошие ляхи на фоне плохих хохлов или москалей. И понятно, кто обвиняет мэтра в исторической чернухе. Чья-то критика может и справедлива, а чья-то совсем не объективна и не конструктивна. Сам режиссёр Войцех Смажовский сказал по этому поводу: «Невозможно, чтобы этот фильм понравился всем. Этого не получится».

Слышал, что Смажовского некоторые называют королём современного польского кино. Для нас нет особой нужды доказывать или опровергать эти громкие эпитеты, но снимать режиссёр умеет, и в этом никто не сомневается. Им, полякам крупно повезло в том плане, что хорошая киношкола осталась ещё от социалистической Польши. И в отличии, скажем, от Румынии или стран Прибалтики, они не угробили и не разбазарили наследство своего кинематографа. А снявший ту же «Катынь» Анджей Вайда (недавно умерший) прекрасно работал и в народной, а затем и в демократической Польше, также как и К.Занусси, Ю.Махульский и другие. В.Смажовский представляет скорее уже новую генерацию польских кино-деятелей, хоть он уже и не молод. Но ведь прошло уже чуть ли не 30 лет, когда поляки распрощались с коммунизмом. И только на рубеже 90-х и нулевых Войцех стал делать заметные работы и приобрёл славу как мастера польского социального кино. 

Картина «Wolyn» - это серьёзная историческая драма. По словам режиссёра, на фильм ушло целых 4 года. Казалось бы, за это время можно было состряпать супер-шедевр или блокбастер, но мы, зрители, этого не прочувствовали, по самой простой причине – скромного финансирования. Вроде на экране всё так безупречно: картинки сельской пасторали, близкие и дальние планы, природа, ландшафт и т.д. И, если в художественном плане критически докопаться трудно, но как к цельной полновесной эпопее претензии всё же имеются. События на экране развиваются тоже в течение 4-х лет: 1939 – 1943гг., а из одного полнометражного фильма эпопеи явно не сделать, ну попросту не выйдет. В таком случае подошёл бы телесериал, но учитывая крупные массовки, пиро- и военную технику, бюджет должен быть ещё круче, тогда и метраж ленты значительно увеличится. У Смажовского может и были свои «наполеоновские планы» на гигантский кино-продукт, но по известным причинам они сдулись. В итоге, получилось всё так, как получилось.

Вообще многие польские фильмы о драматических событиях ХХ века грешат схематичным подходом. Не хватает им какой-то глубины, полного раскрытия и разжёвывания для зрителя. Но смотрятся они всё равно достаточно интересно. Согласитесь, очень сложная ситуация, если вы вдруг задумали сделать кино на страшную тему геноцида отдельного народа, и чтобы у вас получился непременно шедевр или хотя бы многим понравилось. И примеров за последнее 10-летие немало. Итальянский фильм братьев Тавиани «Гнездо жаворонка», повествующий о резне армян в Турции, можно смотреть один раз, но далее многое стирается из памяти, и никакого повтора зритель не хочет. Есть лента «В темноте» (Канада – Польша) о трагедии евреев в оккупированном Львове, сделанная по известной книге. Однако всё смотрится затянуто и неинтересно.

А если рассматривать картину «Волынь», то здесь наблюдается крен в лучшую сторону. Поляки без всякой Канады или США смогли снять так, как хотели. Не было никакой политической ангажированности или государственного заказа, ведь тогда и финансирование было бы совсем другим. Тема геноцида поляков на Украине в Волынской области, которую ещё называли Восточной Галицией, вроде не совсем замалчивалась, но и не была рекомендована для дискуссий и пересудов.

В центре повествования – молодая польская женщина Зося и её семья. Солдаты Красной Армии первым делом украли всех кур у семейства пани. И это были ещё цветочки. Но сразу уточним: бойцы воровали кур не из-за того, что они такие грабители, просто в Советской армии нечего было есть, ввиду того, что так «блестяще» работала тыловая служба, впрочем, как и все остальные, кроме расстрельных команд и заградотрядов. А дальше было всё как у нас, по накатанному советскому сценарию: раскулачивание, подневольный сгон крестьян в колхозы, высылка всех зажиточных поляков, первые репрессии «освободителей». Зосиного жениха собственноручно застрелил офицер НКВД.

В июле 41-го приходят новые оккупанты в лице германо-фашистских войск. Бойцы легиона СС сразу прилюдно повесили учительницу-еврейку, и затем зачищают всю местность от «детей Израиля». Зося прячет у себя трёх евреев, несмотря на то, что у самой маленький ребёнок, а офицер СС предупреждает по-хорошему: «за укрывательство жидов – смертная казнь». А сельчане-украинцы с удовольствием помогают нацистам отлавливать евреев. Оно так на самом деле и происходило, и это одна из причин, почему на Украине запрещён фильм «Волынь», - ведь такая правда не просто глаза колет, а выкалывает.

И вот в июле 1943 начинается знаменитая и страшная резня поляков бандами украинских националистов (ОУН), прозванных бандеровцами. Им также охотно помогали украинские сельчане, но, конечно, далеко не все. И режиссёр Смажовский здесь правильно уравновешивает ситуацию, показывая, как один украинский священник призывает народ к любви и братству, и просит ни в коем случае не поддаваться на пропаганду националистов. А другой священник-униат (и он ведь католик!) призывает к истреблению всех поляков и благословляет украинцев на это подлое злодеяние. В действительности всё так и было.

Но почему такое допустили оккупационные власти? 1943 год оказался для немецко-фашистских войск тяжёлым, лафа закончилась. Потерпев полное фиаско под Сталинградом, они начали отступать. Поэтому сельскую местность на Западной Украине контролировали уже слабо, остро ощущалась нехватка солдат, а украинские прислужники-полицаи от страха за свою шкуру стали разбегаться. В городах никакого польского геноцида не было, - там немцы жёстко контролировали порядок. Но в провинциальных регионах Волыни, одуревшие от безнаказанности бандеровцы отыгрались на вчерашних соседях по полной, уничтожив не менее 70-ти тысяч польского населения, причём гражданского.

Режиссёр и здесь пытается всё объективно уравновесить. Во время резни стали стихийно возникать польские отряды самообороны. Они очень немногих успели защитить, так как были вооружены только по-крестьянски: вилы, топоры, ножи, в крайнем случае, у кого-то ружьишко. Но эти польские «патриоты» начали истреблять, в том числе и простых украинцев, тех же соседей, и тоже без всякого разбора. Весь трагизм ситуации мы наблюдаем на примере родни Зоси, ведь её сестра Геля замужем за украинцем Петро, у которого старший брат фанатичный апологет Бандеры. Польские мстители заколбасили всю семью.

В конце концов, бандеровцы чуть было не изловили Зосю, но её смогли защитить немецкие солдаты. Польскую пани с сынишкой немцы переправили на исконную территорию Польши, которая целиком контролировалась Вермахтом. Тут нет ничего удивительного, это историческая реальность, когда чудом выжившие поляки искали спасения у немцев-оккупантов, и его (своё спасение) находили.

А вот в этом и кроется основная причина не допуска фильма на экраны России. Немцы ведь извечные наши враги, изверги, а тут вдруг кого-то спасают, просто гуманисты какие-то. Ну, мы, знаете ли, не привыкли так в своём искусстве. У нас – либо чёрное, либо белое, и нет других оттенков. А Войцех Смажовский, честь ему и хвала, на всё это наплевал. Его тоже пытались обуздать и в родной Польше, и в соседней самостийной Украине, что, мол, не время, не целесообразно, да и вообще не стоит показывать «Волынь», ну, по крайней мере, в широком прокате. А режиссёр-поляк всем доказал, что гнилая политкорректность, что у них, что у нас, - полный анахронизм (помните, сколько времени у нас скрывали, кто на самом деле сжёг белорусскую Хатынь?).

Польский сейм уже принял закон, назвавший резню на Волыни геноцидом и определивший этот позорный эксцесс как день национального траура. Вот вам волшебная сила искусства – она горы воротит. Нам бы тоже не мешало брать пример у польских кинематографистов и не пытаться скрывать правду о тёмном и мрачном прошлом. Закончу словами самого Войцеха: «Я верю в зрителя, верю, что он посмотрит мой фильм и поймёт его главную идею об опасности крайнего национализма. Видимо, мы не извлекаем уроков из истории. Она повторяется».