Пишут читатели: десятый, юбилейный, отстойный...

12:38 / 08 сентября 2017
Помните слова Оренбургского министра культуры, произнесённые год назад, по поводу грядущего кинофорума? Ну, так делайте выводы, господа киноманы. А сказано было примерно следующее: в 2017 году будет уже «Восток – Запад Х», и поскольку фестиваль юбилейный, то должен пройти просто грандиозно и превзойти все ожидания. Заявлено было смело и, увы, опрометчиво.

Хотя поначалу многое действительно обнадёживало. Из расписания показов мы узнали, что наконец-то фильм открытия будет не российским, а европейским, да ещё в производстве обозначены Франция и Бельгия! И эта картина – «Жизнь женщины» является экранизацией романа Мопассана. Но главная интрига была в том, что в должности программного директора уже не числилсСерергей Лавреньтев, а была анонсирована Барбара Лорей де Лашальер, которая ещё и член Фипресси.  Но сама мадам де Лашальер до нас так и не доехала…

Итак, первый же увиденный фильм на открытии – 25 августа, оказался слабым и никчёмным. «Жизнь женщины» (в оригинале просто «Жизнь») снят одной кинокамерой за копеечный бюджет. Оказывается, режиссёр Стефан Бризе всегда снимает самые низкобюджетные ленты. Полтора года назад он получил приз в Каннах за кинофильм «Закон рынка». Повествование о современной жизни, думаю, допустимо и одной камерой, но съёмки исторической экранизации, а в данном случае – XIX века, никак не прокатывают, получается полная халтура.

Люди уходили из кинозала, пусть их и не так было много, но все их понимали. Самое печальное – если кто из зрителей вообще не читал Мопассана, то теперь уж и явно этого не захочет. Об этом также поведали случайные зрители, которых удалось поймать репортёрам для интервью. Но и тележурналисты были удивлены и возмущены тем, что в этот год никто не вышел к публике. Значит, такое неуважение уже стало нормой, а это, в конце концов, просто бессовестно.

На следующий день – 26 августа многие ломанулись на вечерний сеанс фильма «Эйфория» (Германия – Россия). Это также была полная чушь, но зато после премьеры зрители могли побеседовать с режиссёром Кристианом Клингером, что уже было чуть веселее просмотра. Правда, конструктивной беседы не получилось, а часто было так: мы про Фому, режиссёр про Ерёму.

Позже к/т «Сокол» люди могли лицезреть американский (!) фильм «Держаться на плаву». Вердикт здесь предельно короткий: смертная тоска. Эта лента очень быстро сотрётся из памяти, и это к лучшему. Кино-мусора у нас на таких мероприятиях и так хватает с избытком, ладно хоть демонстрация этого «шедевра» проходила во внеконкурсной программе.

Итальянский фильм «Истина на небесах» наконец-то порадовал кинозрителей. Это было видно и слышно по аплодисментам по окончании, а с просмотра этой отличной криминальной драмы никто из присутствующих не ушёл. Я сразу узнал на экране знаменитого итальянского актёра Риккардо Скамарчо, хоть он здесь и в отрицательной роли, но всё равно приятно. Но ведь не сказать, что его знает наш массовый зритель. И тут есть одно интересное наблюдение. Если бы наши кинотеатры прокручивали хоть иногда хорошее итальянское кино, то этого красавца Риккардо у нас знали бы многие.

После просмотра картины «Истина на небесах» была встреча и беседа с продюсером Иво Фьёренце. Зрителям было что спросить, а ему что рассказать. Синьор Иво подтвердил мою догадку, что фильм направлен против киднеппинга и посвящён всем пропавшим без вести подросткам. Поджарый, энергичный итальянец средних лет от души с нами шутил и смеялся, но на все вопросы отвечал исчерпывающе и со всеми деталями. Все были очень довольны кроме сотрудников кинотеатра, так как зрители совсем не торопились закругляться с беседой и освобождать зал.

После такого блестящего показа многие из нас были уверены, что далее ничего путного уже не будет. Прошло несколько премьер российских кинолент, и, как правило, все они одноразовые. Я бы если что выделил только комедию «О чём молчат французы» с музыкой Сергея Шнурова, ладно хоть без нецензурщины.

А 29 августа, пожалуй, единственный наш фильм под названием «Хармс» (участие принимали также Литва и Македония) вызвал очень неоднозначную реакцию зрителей: кто-то кричал «Браво!», а кто-то уходил с сеанса. Следовательно, картина осталась замеченной и имеет шанс хоть как-то остаться в истории. Это был артхаус чистой воды, который, конечно же, утомляет массового зрителя. Выступал режиссёр Иван Болотников, и был настроен очень оптимистично в связи с прокатом и продвижением этой ленты. Я бы не стал разделять его позитивного настроя, и считаю большим минусом, что этот самый Ювачёв-Хармс (реальный персонаж) выглядит на экране полным лузером. Наш зритель такого подхода явно не приемлет, к тому же на самом деле Хармс остался в истории как выдающийся филолог и писатель-сатирик. Правда, и режиссёр придерживался такого же мнения, только зачем-то решил подойти к данному кинопроекту очень нестандартно. Но многие были едины в том, что польский актёр Войцех Урбански, сыгравший главную роль, выглядел на экране очень убедительно (несмотря на акцент), хоть сам он совсем у нас неизвестен.

30 августа австрийский режиссёр Йозеф Хадер представлял для публики свою малобюджетную комедию «Дикая мышь». Многие заинтересовались таким неожиданным решением сюжета: от сатиры и веселья к трагедии и фарсу. Поэтому к создателю (а он ещё исполнял главную роль) была масса вопросов, в том числе и у членов жюри. Австриец Хадер, в отличие от того немца в начале форума, был вполне искренен и компетентен в своей аргументации, и в общем-то некоторый респект у зрителей заслужил.

Показ фильма-победителя под самый занавес фестиваля – 31 августа, вызвал самые противоположные мнения кинозрителей, если противопоставить их выбору жюри. Выбор почему-то пал на иранскую киноленту «Малярия», но опять-таки напомним, что к публике никто не выходил и ничего не объяснял. Фильм многие оценили очень низко, и я с этими мнениями солидарен. Но я заранее так и предполагал, что Иран у нас точно победит в финале, ведь персидские фильмы давно являются фаворитами различных кинофестивалей (в Каннах особенно), а то и «Глобуса» с «Оскаром» отхватывают. Возможно небольшая подвижка лишь в том, что в консервативном исламском Иране кино для молодых снимают не часто, а тут мы увидели молодёжное роуд-муви с намёком на любовь-морковь. Но в целом это выглядело очень бледно, с трудом на тройку.

В интервью тележурналистам я прямо заявил, что если бы не итальянцы с кинокартиной «Истина на небесах», ну и ещё некоторые незначительные плюсы конкурсных картин, то можно было железно выставить фестивалю полный «неуд», ну а так хотя бы троечка с минусом.