Конечно, такая точка зрения имеет право на существование, однако я искренне убеждена, что история о шахтёре, шофёре и пекаре обладает не меньшей притягательной силой. Но довольно общих фраз. Перейду к конкретике.
Мой собеседник Николай Алексеевич Подколзин, однозначно, не медийная личность, однако в Оренбуржье его многие знают и уважают. Впрочем, ничего удивительного, ведь Николай Алексеевич 47 лет проработал в дорожной отрасли, знает почти всех коллег области, а уж степной край наш объездил многократно. Но он по-прежнему трудится, сегодня он возглавляет первичную профсоюзную организацию государственного предприятия «Оренбургремдорстрой».
Строительство автомобильной дороги Орск - Домбаровский - Светлый
- Как так случилось, что вы стали дорожником?
- Как это получилось?.. (надолго задумался). Всё сложилось случайно, а сейчас представляется так, словно судьба вмешалась. Работать я начал рано, в 16 лет. Начал свою трудовую карьеру на оренбургском строительном предприятии СУ-4 «Оренбургцелинстрой». А потом в 1963 году за Уралом открыли завод железобетонных конструкций, куда меня приняли сварщиком-арматурщиком.
После армии вернулся было на завод, но очень скоро понял, что это не моё. Какое-то время участвовал в строительстве посёлка Геолог в Оренбургском районе, но и оттуда ушёл. В это время мой отец встретил своего приятеля, который сообщил ему, что Оренбургскому дорожному управлению требуются газоэлектросварщики, а это как раз была моя первая специальность. Пришел я в управление в июне 1969 года, с тех пор в дорожниках и числюсь…
- Николай Алексеевич, что вам там понравилось?
- Как раз в 1970-е годы началось в Оренбуржье активное строительство дорог. Специальной техники, как сейчас, не было. Всё приходилось изобретать самому. У нас тогда работал главный механик Владимир Михайлович Калинин, и хотя он не имел специального образования, но до того он был «башкастый» и «рукастый», что мы с ним много чего наэкспериментировали. Он всё время что-то изобретал, всё думал, как облегчить труд дорожнику. Часто он приходил ко мне в цех с каким-нибудь наброском и говорил: «Смотри, вот это надо сделать. Понял, как делать?». Потом подгонял какую-нибудь технику, и мы пытались ее усовершенствовать. Это увлекало.
А потом главный механик узнал, что с армии у меня хорошая техническая подготовка, поскольку был танкистом. Владимир Михайлович это запомнил и стал приобщать меня к другим дорожным делам. То отправит меня поработать на карьере погрузчиком, то пошлёт на тракторе снег чистить. И когда я говорил, что не умею, он неизменно аргументировал: «Ну, это не танком управлять. Тут проще». И так он мой азарт раззадорил, что теперь могу похвастаться, что я умею управляться с самой разной техникой.
Однажды мы с главным механиком машину ГАЗ-51 вручную собрали. Началось всё с того, что Владимир Михайлович принёс раму, которую поставил на четыре пенька и сказал: «Я буду тебе агрегаты приносить, а ты - крепить. Так тебе машину и соберём».
Ремонт автодороги Самара - Оренбург
- Когда по трассе проезжаете, обращаете внимание на то, в каком состоянии объекты находятся, которые вы строили?
- А как же!.. Вот буквально вчера еду в Илек, в районе села Краснохолм есть два моста через речку Чёрная: один новый, действующий, а чуть поодаль стоит старый мост, в возведении которого я и принимал участие. Пригляделся, а на нём не осталось ни одного перильного заполнения, только остовы (железобетонные опоры) торчат. Разграбленный стоит… И вроде недействующий мост, но всё же грустно.
- Какие профессиональные качества должны быть у дорожника?
- Считаю, что дорожник – это не профессия…
- А что?..
- Диагноз. Вот «заболел» человек дорОгой. И это навсегда. Кстати, прирождённого дорожника сразу видно. Работа дорожника очень тяжёлая. Но видеть труд своих рук, который служит многим-многим людям, чрезвычайно приятно. Ничто не меняет жизнь людей к лучшему, как построенная дорога. К тому же труд у нас коллективный. Здесь один человек ничего не сделает, мы все друг от друга зависим, и каждый дорожник идёт на выручку товарищу. Иначе никак.
Приведу пример. Однажды разыгралась непогода, и как это бывает, на трассе забуксовал автобус с людьми. Я тогда работал на шнекороторе (снегоочистительная техника – прим. ProOren), меня среди ночи поднимают и отправляют вместе с заместителем начальника по эксплуатации Анатолием Андреевичем Фроловым людей из снежного плена вызволять. А непогода настолько сильная, что не видно даже капота машины. Тогда Анатолий Андреевич выходит из кабины, чтобы идти по краю трассы указывать мне путь. Так мы и добрались до автобуса.
- Говорят ли дорожникам спасибо?
- Мне несколько лет назад благодарность выразил житель Казахстана. Познакомились мы в какой-то компании, и как это обычно бывает, стали друг у друга интересоваться, кто чем занимается. Я признался собеседнику, что дорожник. А он после этих слов сердечно мне руку пожал. После чего пояснил, что ему зимой нужно было из Уральска в оренбургскую больницу родственницу доставить. И пока они ехали до российской границы, то несколько раз с попутчиками легковушку из заносов вытаскивали. «Мы думали, что умрём, не доедем», - признался тот казах. А когда они переехали пункт пропуска, то увидели очищенную до асфальта Илекскую трассу. От Илека до Оренбурга они доехали за час, а от Уральска до Илека восемь часов «Волгу» по трассе толкали.
- Николай Алексеевич, мы с вами разговариваем в ту пору, когда выпускники школ подают документы в вузы, многие из них, возможно, изберут дорожную специальность, что вы им пожелаете?
- Что раньше появилось: колесо или дорога?.. Наверное, всё-таки дорога. Без неё никуда. И, наверное, так будет всегда. Поэтому профессия дорожника будет всегда востребованной. Это мужская профессия. Хотя у нас и девчонок много, и они тоже нам нужны! (улыбается). Но всё-таки… Пусть молодые люди, решившие стать дорожниками, вникают во все процессы, потому что дорога ошибок не прощает. Какую-то загубленную деталь можно выбросить, сделать другую, здесь же так не получится. Долго-долго люди будут недобрым словом поминать этого специалиста. Профессия очень тяжёлая, а, может, даже и суровая, но вместе с тем и очень интересная.
- Какие мечты у дорожников?
- Ой, мечты… Работы на дорогах море. Вот бы её сделать…
Строительство путепровода на автодороге Самара - Оренбург.
Водолазы готовятся к погружению для обследования дна реки
Редакция ProOren.ru благодарит
Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области
за предоставленные фотографии
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
Подпишитесь на наши каналы в Яндекс Новостях, Яндекс Дзен и Телеграм!