Легенды Оренбурга: чем известен сквер у Дома Советов?

09:54 / 07 июля 2016
Оренбуржцам, привыкшим к сегодняшнему облику города, трудно представить, что чуть меньше ста лет назад на месте сквера у Дома Советов располагался чудесный и единственный в своём роде памятник архитектуры – Казанский кафедральный собор. Его история поистине удивительна: сооружение входило в пятёрку наикрасивейших соборов России, а очертания часто сравнивали с храмом Христа Спасителя в Москве. Возможно, это связано с тем, что купола собора отливал мастер, работавший над колоколами храма Христа Спасителя.

В начале 1870-х годов Николай Андреевич Крыжановский, занимавший пост генерал-губернатора, выдвинул идею о строительстве храма как памятника основателю и первому губернатору Оренбурга Ивану Ивановичу Неплюеву. Но в бюджете не было средств для воздвижения сооружения. Тогда Крыжановский предложил собирать пожертвования на строительство собора не только среди оренбуржцев, но по всей стране, на что получает одобрение. Известный оренбургский краевед Глеб Десятков, автор книги «Легенды старого Оренбурга» приводит точные цифры: за двадцать лет собрали 57795 рублей 78 копеек. Кстати, первые 500 рублей внёс сам Крыжановский.

Однако собранных средств всё равно не хватало, и проект был отложен. Только в 1886 году он был утверждён со сметой в 213400 рублей. На разработку эскиза и его утверждение архитектору-художнику Ященко понадобилось меньше года. Окончательно возведён и освещён храм был в 1895 году. Он представлял собой уникальный памятник архитектуры, выполненный в неовизантийском стиле с выдающимся куполом посередине. С трёх сторон его облегали ещё три полукупола, между которыми возвышались колокольни.

 К сожалению, жизнь собора была недолгой и печально оборвалась. Первый взрыв  раздался в 1932 году, но постройка была настолько крепка, что ни один кирпич не  дрогнул. Окончательно собор разрушили в 1936 году, к этому времени  предпринималась не одна попытка уничтожить архитектурное великолепие. Есть  две основные легенды, рассказывающие о подготовке к уничтожению храма.  Первая версия, несмотря на то, что давно существует и передаётся из уст в уста,  подвергается многими краеведами критике. Так, легенда гласит, что указание о  сносе храма было издано Оренбургским обкомом ВКП(б), но вряд ли это возможно:  с 1929 по 1934 годы Оренбургской области как таковой не существовало, а  территория входила в состав Приволжского края.

 Вторая легенда, по мнению краеведов, имеет право на существование и,  возможно, небеспочвенна. Вдвойне грустно, потому что согласно второй версии,  взрыв собора произошёл в результате халатности и беспечности. Так, в 1931 году  действительно обсуждался вопрос об уничтожении храма не только  оренбургского, но и нескольких других. Однако «верхушка власти» всё же пришла  к выводу, что Казанский  кафедральный собор является «жемчужиной мирового зодчества», и в оренбургский горисполком была отправлена соответствующая бумага, призывающая воздержаться от сноса собора. По легенде, письмо было доставлено до адресата, но начался сезон отпусков, и оно попросту затерялось. А вспомнили о нём, когда храм был уничтожен. Тогда председатель горисполкома был объявлен врагом народа и репрессирован. Но документального подтверждения версии нет.

Глеб Десятков в книге «Легенды старого Оренбурга» пишет, что, по словам его отца, прежде чем уничтожить собор, городские власти «пустили» так называемый «подписной лист». На его страницах нужно было поставить подпись за фразой «не возражаю против уничтожения храма». Не знаем, сколько людей подписали эту бумагу, но доподлинно известно одно: оренбуржцы до сих пор тяжело переживают утрату.

В 2001 году в посёлке Степном Оренбурга был освещён вновь построенный собор в честь Казанской иконы Божьей матери. Его считают правопреемником Казанского Кафедрального собора, несмотря на то, что построен он в другом месте и в несколько ином стиле. 

Читайте также: