«Милые люди» 95-й раз появились на сцене оренбургского драмтеатра

14:29 / 15 января 2018
Лирические истории русского народа показали в драматическом театре им. Максима Горького уже в 95-ый раз. Конструкция спектакля при этом никак не изменилась.

Это постановка, у которой есть продолжение. Пьеса «Милые люди» создана по рассказам кинорежиссера и писателя Василия Шукшина. Для нашего театра, об истории которого подробно рассказывает Орен-ок, это более чем знаковый проект.

Дополняющие друг друга истории о людях как бы приглашают зрителя пройти из дома в дом, чтобы погрузить его в атмосферу 60-х годов прошлого века, в семейственность глубинки России. Спектакль влюбляет в себя зрителя благодаря своей незамысловатости, которую успешно воплотил в жизнь Народный артист России, режиссер-постановщик Рифкат Исрафилов.

Декорации возвращают зрителя в дощатые деревенские избы, которые хранят в себе душевные разговоры героев, иногда нелепые истории, а порой и судьбоносные решения. Режиссер относится к героям пьесы с большой любовью, отчего действие на сцене формирует исключительный эмоциональный фон к каждой истории отдельно. Для Рифката Исрафилова деревенская жизнь всегда была чем-то добрым и настоящим, она была колыбелью жизни. Потому и характеры героев такие жизненные и узнаваемые.

В рассказе «Микроскоп» персонаж привлекает своим простодушием и такой искренней тягой к исследованию мира вокруг него. В противовес ему автор знакомит зрителя с его манерной женой, что так категорично не понимает супруга, потратившего последнюю получку на «дорогущий» микроскоп. Но неужто простой рабочий человек так и должен жить, не проявляя жадного интереса к познанию нового? Разделяет эмоции главного героя только его маленькая дочка, которая буквально кричит со сцены «Мама, не продавай!».

Кто разделит судьбу сельчан и кто вдохновится их порывами к лучшей жизни, как не те люди, что живут бок о бок? Вот и по рассказу «Бессовестные» старуха Отавина сетует на одиночество на старости лет, что дом прохудился, да тепла человеческого, которое бы душу согрело, совсем нет. Решив сойтись с Глуховым, мужчиной в летах, с большой драмой из-за потерь за душой, она сталкивается с осуждением подруги. Гнев, который та испытывает, основан то ли на морали, то ли на том, что сама подруга, Малышева, овдовев в свои 23 года, не смогла заново полюбить так же всеобъемлюще.

О моральном гнете повествует история шофера Вени, который, не найдя свою тяжелым трудом заработанную заначку, узнает, что жена пустила все деньги на новенькую шубку, в то время как герой, давно мечтавший о кожаной куртке, остается только с горечью в душе. В ответ на  призывы несчастного к совести жена с тещей внезапно вспомнили герою украденную им машину дров. Не останавливает тещу от решения засадить в тюрьму зятя и то, сколько получек он «перетаскал» в дом.

«Первое время я погружался в характер героя, искал его, а сейчас уже такой период, когда я смотрю на своего персонажа и сочувствую ему, что он оказался в таких обстоятельствах, что его зажали в такие рамки: он может быть под угрозой оказаться за решеткой, вдруг теща его все-таки посадит. Они оттого и милые люди, что от простой обиды поступки такие совершают в жизни»,- рассказывает актер театра Радик Дибаев, который играет роль Вени.

Так, разыграв сразу 7 шукшинских будничных историй, труппа театра оставляет зрителя в некоторой тоске по той человеческой притягательной душевности. И пока зритель внутренне формирует свой ответ на каждый негласный вопрос, на сцене рассказы связывает хореография, которая расставляет финальные акценты своей выразительностью и чувственностью.

Читайте также: