Алексей Балабанов: «Я убил в фильмах слишком много людей»

19:30 / 24 февраля 2018
Путь к счастью Алексея Балабанова нельзя назвать прямым, в отличие от его фильмов. Прямолинейные и слишком честные. Последнее не очень ценили на зарубежных кинофестивалях, да и в России не каждую картину разрешали показывать на ТВ.

День рождения Балабанова – 25 февраля. В 2018 году ему бы исполнилось 59 лет. Как можно коротко описать этого человека? Участник войны в Афганистане, выпускник переводческого факультета ГПИИЯ, муж, отец двоих сыновей, режиссер, сценарист, актер…

Специально для наших читателей мы создали подборку фильмов Алексея Балабанова, неоднократно просмотренных нами. 

«Счастливые дни» (1991) (16+)

Это дебютная картина Алексея Балабанова. Свой первый фильм молодой режиссер решил снять по роману Сэмюэла Беккета. Сюрреализм и абсурд покорил кинокритиков и ее назвали событием кинематографа начала 90-х.

«Вы не даете мне спокойно… протянуть ноги…». Герой картины - некий человек без имени, без определённого рода занятия и без места жительства. Единственное, что у негой действительно есть — это немного денег, старые калоши и шляпа, которую он не снимает ни при каких обстоятельствах. Именно после этого фильма актёр Виктор Сухоруков стал неотъемлемой частью будущих фильмов режиссера.

«Мне черно-белое кино всегда нравилось. Я цветного кино всегда боялся. Цвет… с ним же надо бороться. Тем более «Голод» был черно-белый. Все хорошие картины, которые я видел, все были черно-белые», - рассказал Балабанов о своей картине в интервью изданию «Сеанс»

«Про уродов и людей» (1998) (16+)

Он действительно нравился Алексею Балабанову, хотя режиссер не раз говорил о нелюбви к своим же картинам. Видимо эта симпатия нашла отклик и у жюри российской киноакадемии, вручившей «Нику» в номинации «Лучший режиссер» и «Лучший фильм года».

«Этот фильм вместе с «Братом» и новеллой «Трофим» из киноальманаха «Прибытие поезда» образует своеобразную трилогию российского режиссёра Алексея Балабанова. Проще всего интерпретировать её как жёсткую городскую сагу о пришествии в метрополис некоего человека со стороны, которому голо и неуютно в этом подавляющем душу и смущающем разум гигантском вместилище человеческих пороков и амбиций», - написал Сергей Кудрявцев в книге «3500 кинорецензий».

«Брат» и «Брат 2» (1997/2000) (16+)

Дорогое и попсовое кино. Так о нем говорил сам Балабанов. Из тихого артхаусного режиссера он превратился в знаменитость. На этом кино народ рыдал в зале, но над каждой частью по-разному. Первая - в фаворитах у кинокритиков, а вторая - до сих пор занимает отдельный укромный уголок в сердце каждого из нас. Вторую часть номинировали на «Кинотавре», но так ничего и не дали.

Это фильм о человеке, изменившемся на войне. Это народный фильм.Балабанов писал сценарий специально под Сергея Бодрова. Ему нравилось то, что Сергей не актёр и то, что он очень органично существует в пространстве.

«Мне не больно» (2006) (16+)

«Исповедь нежного сердца…» О выходе этого фильма можно сказать, что в сердце Балабанова закончилась война. Картина наполнена флегматичностью героини Ренаты Литвиновой и наивной любовью юного Яценко.

Сюжет разворачивается в ранне-ельцинском нэпе, где три голодных архитектора хотят заработать долларов на перепланировке большой новорусской квартиры. Как позже выясняется, женщина, проживающая в ней, никакая не хозяйка — ни квартире, ни себе самой — и платить ей совершенно нечем, разве что любовью.

«Груз 200» (2007) (18+)

Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова. Тяжелый. Честный. Жестокий. Его впервые увидел зритель фестиваля «Кинотавр», где часть киносообщества назвала режиссера гением, а у части картина вызвала отвращение. После чего «Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях. Также фильм официально не рекомендовали к показу на российских телеканалах.

«Я изначально отдавал себе отчет в том, что «Груз 200» будет скандальным фильмом. Про наше кино будут говорить, очень многим оно не понравится, но равнодушным оно никого не оставит. Уже сейчас можно сказать, что картина получилась хорошей. Основная проблема, которую я предвижу, — это восприятие зрителями эпохи застоя», - рассказывал о нём Балабанов.

Кстати, «Груз 200» стал первым российским фильмом, выпущенным и на пленке, и на цифровых носителях для кинотеатров, отличающихся высоким качеством изображения.

«Я тоже хочу» (2012) (18+)

Последний фильм режиссера, где Балабанов сыграл роль… режиссера.

По сюжету, на поиски Колокольни Счастья отправляются музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка. Только дело в том, что Колокольня принимает не всех – вокруг множество трупов, недобравшихся до Счастья людей.

Там же появляется «режиссер, член европейской академии». Тяжело болея, Балабанов впервые за 20 лет сам сыграл в своем собственном фильме. Человека, отверженного Колокольней Счастья.

Читайте также: