Истории от ProOren.ru: Записки о старейшем театре на Урале (Часть 3)

11:22 / 19 июля 2016
Продолжение. Часть 1, часть 2, часть 4.

Благодаря усилиям антрепренёров (о них мы рассказывали в прошлый раз), Оренбург постепенно приобрёл известность театрального города. Сюда на гастроли с удовольствием приезжали корифеи искусства перевоплощения, любимцы обеих столиц, а также подающие надежды молодые артисты.

Так, в 1885 году в Оренбурге играл известный провинциальный трагик М.Т. Иванов-Козельский. Он талантливо исполнял роли Отелло и Гамлета. Особенно критика щедра была на комплименты, когда драматический актёр вышел на подмостки в образе принца Датского.

В этом же году В.П. Андреев-Бурак выступил на оренбургской сцене со своим репертуаром: «Лес» А.Н. Островского и «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя.

Однако в первый день зрителей постигло разочарование. Актёр вместо полноценного спектакля показал горожанам коротенькое выступление.

«Г-н Андреев-Бурак, разве не следует стараться для оренбургской публики?» - вопрошала обескураженная редакция газеты «Оренбургский листок».

Актёр признал свою неправоту, на следующий день он читал с большим подъёмом и без всяких купюр.

Дважды в Оренбурге побывала В.Ф. Комиссаржевская. В первый свой приезд, в августе 1891 года, Вера Федоровна исполняла арии из «Евгения Онегина» и «Фауста». Певица совершенно очаровала слушателей.

В следующий раз Комиссаржевская заглянула в губернию в рамках гастрольного тура в 1903 году.

«… Мы благодарим случай, давший возможность оренбуржцам "наяву" увидеть это чудо, о котором они столько наслышаны в текущей прессе!», - захлёбывались в восторге местные газетчики.

В этот раз она блистала в качестве драматической актрисы. На спектаклях не было ни одного свободного места, билеты были проданы даже в оркестр. «Актриса жизни» (так её называл драматург П.Д. Боборыкин – прим. ProOren) участвовала в «Дикарке» А.Н. Островского, «Вопросе» А.С. Суворина и «Волшебной сказке» И.Н. Потапенко. Зритель был счастлив, впрочем, нашлись и злопыхатели, которые заявляли, что представленный репертуар однобок и однообразен.

В 1891 году в Оренбургскую губернию прибыл хор, в котором состоял пока ещё никому неизвестный Ф.И. Шаляпин. Спустя годы, Фёдор Иванович с ностальгической ноткой напишет: «Хор у нас был небольшой, но чудесный. Каждый хорист пел с любовью, с пониманием. Я уже тогда был запевала и с великим увлечением выводил: "Куковала ты сыза зозуля…" и прочие славные песни. Кроме того, отлично помню и остро переживаю наши путешествия в Бузулук, Уральск, Оренбург, Закаспийский край... Ах, как было беспечно молодо!».

Именно тогда руководитель хора Любимов-Дергач разглядел в бойком парне талант и поручил исполнять партию Султана в «Запорожце за Дунаем», Петра в «Наталке Полтавка» и арию Сусанина «Чуют правду» в дивертисменте.

Оренбургский драматический театр помнит и выступления замечательного комика М.М. Тарханова, Н.А. Светловидова. В степном крае начали свой творческий путь П.А. Стрепетова, М.И. Писарев, а также народная артистка РСФСР Н.И. Слонова.

«Искусство» за 1918 год о Пелагее Антипьевне напишет: «Такой исполнительницы этой роли (Лизавета в “Горькой судьбине” Писемского - прим. ProOren), как Стрепетова, ещё никогда не бывало, и исполнить её лучше нельзя».

Дебют Слоновой состоялся в четырёхлетнем возрасте. Ей была поручена роль сына главного героя по пьесе Чернышёва «Испорченная жизнь». Спустя годы, Надежда Ивановна снова встретилась с оренбургским зрителем, поддержав его в голодные 1920-е годы.

Продолжение следует…

Читайте также: