«Лето» Виктора Цоя сквозь очки Кирилла Серебренникова (18+)

20:06 / 15 августа 2018
В годовщину смерти известного российского музыканта 80-х Викторя Цоя мы обратились к фильму «Лето». Это не совсем биография артиста, но при этом очень атмосферное кино.

«Лето» не о Викторе Цое, не о группе «Зоопарк» и уж точно не о Роме Звере, но в то же время обо всех и обо всём. Кино о любви, боли, эпохе, о сломанных гитарах и ржавых барабанах, о записи на плёнку и внуках революции, о чистоте души и непринятии лжи, это фильм о жизни.

Картина идёт словно через чёрно-белую плёнку, показывая цветные чувства. Показывая исток, сопротивление к смерти и страху, ударную волну эмоций и горечь ночных кухонь. Квартирники, обшарпанные стены, в которых реверсирует голос и душа. 

Музыкальные вставки настраивают струны уже наших душ, чтобы понимание и звук стал чётче. Молодость непременно победит и сыграет, так будет всегда... так и происходит в фильме. Победа неминуема, но недолговечна. 

«Лето» заставит переживать и дышать медленнее. На примере Цоя и группы Кино мы видим не только их жизни, но и человеческое бытие. Все во Вселенной зарождается окурком на пустом пляже и в конце становится океаном в небольшом Дворце Культуры, полным людьми. Нагота намерений и мечт передается в фильме голой молодостью у бурного костра буквально проводя перед нашими глазами своими метафорами. 

Перебивки с людьми, их поломанными судьбами, бураны из жестокости законов и многолетних стереотипов, рабочий класс и завод вперемешку с музыкой, это всё - звук поколения. Плёнка тянется сквозь путь между целой вереницей судеб, вплетая туда рассказчика, который становится нашим спутником на ближайшие два часа, раз за разом издевательски и с добротой рассказывает о маленьких деталях огромных человеческих конструкций.  

Наивная любовь и дружба. Коммуналки, а не дворцы. Творчество на вечность, а не станки. Время, когда страна хотела показать, что она ничем не хуже других, разрешая, к примеру, зарубежную музыку. Она в результате становится дырками в асфальте, из которых выросли стремящиеся вверх судьбы-цветы. Время перемен и дым сигарет, чем жёстче обстоятельства - тем искренней становилась музыка. 

Фильм заканчивается песней «Дерево», которую можно считать эпилогом к жизням главных героев. Эта музыка вечна, потому что чиста внутри, а снаружи обложена знакомыми для всех словами - то, что и тянет всех как магнит, это правда.

Если вы ещё не смотрели, не поленитесь и найдите фильм Кирилла Серебрянникова «Лето» хотя бы в онлайн-кинотеатрах. И пусть последние дни нашего лета, после просмотра фильма, станут для вас чуточку добрее и искреннее. Покажут историю и небольшие, но громкие, жизни.