Заглянуть за грань привычного, или Искусство посторонних

20:10 / 31 июля 2016
Творчество пациентов психиатрических клиник не для широкого зрителя. Они создают свои работы не для выставок, похвалы или признания. Но интерес к ним с каждым годом увеличивается.

Впервые «грубое», «необработанное» творчество так называемых аутсайдеров или посторонних (авторов с психиатрическим опытом, медиумов и просто чудаков) как отдельное направление в искусстве – арт-брют – обозначил в середине прошлого века французский художник и скульптор Жан Дюбюффе. 31 июля исполнилось 115 лет со дня его рождения.

Жан Дюбюффе ненавидел культуру и считал, что она говорит на «мёртвом языке», а музеи называл не иначе как «моргами небальзамированных тел». Он был уверен, что следование правилам убивает всё живое в творчестве, и что настоящее искусство - в работах тех, кто ориентирован не на моду и цены, творит не напоказ, а лишь для самореализации, выражения чувств. Художник не просто декларировал эти принципы. Свои собственные работы Жан Дюбюффе, прекрасно владевший академическими приёмами рисования, уничтожил после прочтения монографии Ганса Принцхорна «Живопись душевнобольных», поскольку осознал, что они не соответствуют требованиям, выдвигаемым им самим к настоящим произведениям искусства.  

За свою жизнь Жан Дюбюффе создал свыше 10 тысяч работ, которые сегодня хранятся в музеях Лозанны, Нью-Йорка, Берлина, Роттердама, Парижа и даже Москвы.

Среди работ, созданных в направлении арт-брют и являющихся объектами охоты музеев и коллекционеров по всему миру, немало произведений российских авторов. Один из них – советский художник, душевнобольной Александр Лобанов.

В Оренбурге пациенты с психиатрическим опытом имеют возможность выразить на бумаге свои чувства с помощью изобразительных средств живописи и графики на сеансах арт-терапии, которая помогает им пробудить силы, оздоровляющие психику. Впоследствии многие из этих работ становятся экспонатами выставок, одна из которых прошла нынешним летом в галерее «Оренбургский пуховый платок». Посетители выставки «Зазеркалье» увидели работы пациентов психиатрических клиник Оренбурга, Санкт-Петербурга, Уфы.

– К этим работам нельзя подходить с обычными мерками, – рассказывает об экспонатах заведующая Оренбургским областным психотерапевтическим центром, главный внештатный психотерапевт МЗ Оренбургской области Татьяна Шувалова. – Это творчество спонтанное, лишённое культурных шаблонов, не ориентированное на зрителя. Для выставки мы отбирали работы по их эмоциональному содержанию, степени искренности, открытости. Главная её задача–наладить диалог между нашим миром и «зазеркальем», ведь творческие работы пациентов психиатрических клиник часто отвергают, относясь к их авторам с предубеждением, настороженностью.  В действительности их мир трогателен, интересен, искренен.

ProOren предлагает заглянуть за грань привычного и ближе познакомиться с работами художников с психиатрическим опытом, рассмотрев их с двух ракурсов – с точки зрения искусствоведа и психотерапевта. 

 «Мой город»

Заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок» Ирина Бушухина: «Многие работы, выполненные в стиле арт-брют, вполне можно отнести также к произведениям наивного искусства, направления художников-самоучек, которые не владеют техникой, но создают полотна интуитивно. Именно к таким относится работа «Мой город». Художник выбрал трёхчастную композицию, в центре - чудесная, счастливая жизнь, ангел распахнул крылья, происходит душевное чаепитие под солнечным абажуром. Смотреть на эту работу одно удовольствие, она как вышитый ковёр, это целый мир настоящего наивного художника, которому хочется в свою работу вместить всю Вселенную и рассказать, как на ней бывает хорошо. Хотя здесь нарисована и лужа, и магазин, возле которого стоит страшная кенгуру, в целом мир наполненный, яркий, светлый. Это типичный посыл интуитивного, душевного человека, который хочет своим миром поделиться с другими».

Заведующая Оренбургским областным психотерапевтическим центром, главный внештатный психотерапевт МЗ Оренбургской области Татьяна Шувалова: «Любые интерпретации в арт-терапии должны делаться очень аккуратно, потому что это не точная наука, здесь не может быть категоричных суждений, можно только предположительно говорить о тех знаках, которые видим. Очень многое зависит от контакта с человеком, который написал картину. Однако некоторые выводы сделать всё же возможно. В центре работы «Мой город» мы видим надёжный деревенский сруб с прочными деревянными стенами. Думаю, здесь звучит тема домашнего очага, тёплых эмоций по отношению к близким. Стол символизирует традиции семьи, праздников, домашнего единства. Внутри дома множество ярких цветов, очень позитивных. Есть правда один нюанс. Поверхность пола в доме, который, казалось бы, окутан теплом и зеленью, красного цвета. Красный цвет несёт в себе и агрессию, и сексуальность, и напряжение. Это, скорее всего, бессознательный знак, свидетельствующий о том, что дом - это не только тепло и радость, но и конфликты, непонимание. Однако превалирует на данном этапе свет. Лица главных персонажей картины тщательно прорисованы. Это свидетельствует об их близости, понятности, узнаваемости для автора. Все остальные персонажи лишены малейшей прорисовки, они, скорее, люди-символы. Возможно, это говорит о трудностях установления связей с незнакомыми людьми. В целом работа очень яркая и, видимо, создана на эмоциональном подъёме, достигнутом на фоне положительной терапии».

«Ворота в новый мир»

Ирина Бушухина: «Интересная вещь из Уфы, которая потрясает тем, как автору удаётся лаконичным изображением на небольшом листе бумаги (формата А4), передать зрителям настолько сильные переживания. Мы видим яркий контраст: маленький человечек в огромном пустом пространстве. В таком большом помещении он представляется зрителю незаметным муравьём. Любой профессиональный художник отметил бы такой необычный и действенный способ, которым автор передал свои эмоции».

Татьяна Шувалова: «Работа выполнена фактически в трёх цветах - чёрный, белый и серый. Пространство разделено геометрическими, ломаными линиями. Мы видим, что внизу изображена маленькая фигурка человека, который выглядит очень беззащитно. Здесь отражены переживания тревоги, хрупкости, уязвимости. Пустое пространство и эти жёсткие линии говорят о переживании холода, эмоционального дефицита, грусти, тревоги. С одной стороны, жёсткие границы и изломы на рисунке могут подразумевать и некие границы внутри человека, и границы во внешнем мире, которые приходится преодолевать или которые преодолеть невозможно. Эта картина интересна минимализмом, она довольно красноречива в своём щемящем страдании».

Читайте также: