Блоги: Когда едешь на Кавказ....

09:06 / 04 марта 2019
«Этого места нет в электронных справочниках. В случае чего меня вряд ли кто-то найдёт» — отчуждённо размышляла я, пока ждала прихода незнакомого сирийца, у которого договорилась пожить несколько дней.
Блоги: Когда едешь на Кавказ....

Новый Год в плацкарте

В период новогодних праздников, когда страна радуется совершению очередного оборота Земли вокруг Солнца, я активно ищу, куда бы ещё уехать из города О. Вообще не люблю дни, когда нужно веселиться согласно календарю. А вот длинные выходные приветствую. В ответ на желание отправиться куда глаза глядят глаза сонно закрывались и отказывались кому-либо открывать. Потом предательски косились на карту мира, в сторону Эльбруса. Организм всеми конечностями склонял мозг бросить эту затею и построить домик из одеял, наслаждаясь суровой оренбургской зимой через утеплённый стеклопакет. Выбор был сложен.

Итак, 31-го декабря мы с друзьями... ой, с рюкзаком — отправились по маршруту Оренбург-Пятигорск в плацкарте РЖД.

0 часов 0 минут настигли нас под Самарой. Больше всех Новому году радовались вахтовики — соседи по вагону. Вообще население первоянварского поезда на 90% состояло из рабочих, возвращающихся с полугодовой смены, ещё на 9% — из молодых семей, которые, как утренние бабушки в автобусах, ехали туда, не знаю куда, но обязательно с грудными детьми, и на 1% — из девушек с туризмом головного мозга (будем знакомы).

Двое суток в поезде — это возможность выспаться на год вперёд под аккомпанемент храпа с соседней полки (бесплатный способ прокачать стрессоустойчивость) и прочитать часть книг из мегасписка «100книгкоторыенужнопрочитать». Если вы фанат бумажных страниц и не прочь везти за 2 500 км. килограммы историй, которые займут достойное место в рюкзаке, то атмосферным чтением насладитесь вдоволь… а запасной комплект белья можно и дома оставить, да и мирскую еду вполне заменит духовная пища. Мне же удобнее возить с собой библиотеку. Электронные книги места не занимают — их хоть центнерами, то есть, гигабайтами грузи.

Правда, с розетками в плацкарте беда — если не хочется вдыхать ароматы туалета, пока смартфон питается энергией, стоит взять с собой пауэрбанк. Как альтернатива — дополнительные розетки есть в купе с местами 39-40 и 51-52, можно заранее позаботиться о билете в этом районе.

Бамбарбия! Кергуду!

Когда доширак и колбаса закончились, стук колёс поезда прописался в голове фоном надолго, а тело познало все прелести верхней полки, проводник заботливо выпроводил сонных пассажиров.

— Добро пожаловать в Пятигорск, приходите ещё.

Так никто не говорил. Забрали бельё и выпустили в Пятигорск с его знаменитым озером Провал, лермонтовским сквером и извилистыми улочками.

— А почему вы берёте деньги за вход в Провал?

— А чтобы не проваливался!

(с) Остап Бендер

Родина Семёна Слепакова влюбляет в себя не хуже чем Петербург. В Пятигорске я провела удивительных два дня позже, про это можно писать отдельную историю, а пока 2 часа в маршрутке под льющийся из динамиков голос Егора Крида и привет, Нальчик.

Тараканы в голове притихли, рука нащупывает в кармане спасительный свисток, мозг храбрится, сердце восторженно стучит, предвкушая приключения. Ноги направляются к месту встречи с нальчанином, найденным на каучсёрфинге — гостевом сервисе для путешественников, где можно получить бесплатный ночлег и устроить культурный движ.

Кабардино-Балкария, Чегемские водопады. Особенно хороши зимой. В окрестных кафе, расположенных прямо в ущельях, готовят самый вкусный шашлык из баранины, который мне доводилось пробовать.

Если бы месяц назад мне сказали, что на улицах ночного Нальчика будет звучать наш с сирийцем спонтанный кавер на Курта Кобейна, я бы проверила, вращается ли тотем, и попыталась проснуться.

Испытано на себе: обычное явление в каучсёрфинге — это когда тебе дают ключи со словами «всё твоё» и уезжают на неделю. Бывают и незапланированные ночлеги, которые вырастают из автостопа. Водители нередко приглашают путешественников к себе в гости. Соглашаться или нет — зависит от свободного времени, места действия, а так же способности трезво оценить обстановку.

Хост (прим. — принимающая сторона на языке сёрферов) оказался дружелюбным молодым человеком, переехавшим в Нальчик из Сирии. Изучает русский, в идеале знает английский. Хватаюсь за возможность тут же попрактиковаться. Говорим на весёлой смеси иностранных друг для друга слов. «Как это по-английски?» — фраза дня. Парень активно интересуется культурой местных народов, делится ключевыми отличиями кабардинцев от балкарцев и проводит экскурсию по немэйнстримным достопримечательностям. Через несколько дней, познакомившись на Эльбрусе с другим местным экстремалом, я удостоилась ещё более андеграундной экскурсии.

- Вот это здание несколько лет назад вахабиты обстреляли. Смотри, кое-где остались следы от пуль, — обыденным тоном сказал мой спутник, показывая на строение с необычной формой крыши.

Ээээм… — красноречиво промычала я, — может, пойдём в другой район?

Если горы есть далеко не в каждом городе, то знатная заброшка наверняка найдётся везде. В Нальчике было всё. Полуразобранная дача Хрущёва (в которой он не факт, что вообще появлялся), детский лагерь, остатками кирпичей и оком пустого бассейна скорбно взирающий на редких сталкеровлюбопытных, и густой изумрудный лес, окружённый Кавказским хребтом — колоритное зрелище, приправленное байками и легендами.

По мере знакомства с культурой и населением Кабардино-Балкарии я всё больше недоумевала, — где же грозные кавказские разборки или хотя бы малейшее неуважение к ближнему и дальнему, о которых говорят в рунете? Специально не искала и не встретила. Зато гостеприимства, искреннего желания подружиться и помочь — с лихвой. В очередной раз убедилась, что все мифические фобии улетучиваются, стоит сделать шаг вперёд.

Козий рынок в Нальчике

Must-see Нальчика — кабардино-балкарский рынок, известный в народе как козий. Тёплые носки, шапки, горный суперчай, варенье из шишек, хвои и кумквата — максимальная концентрация полезности в одном месте. Приходить туда советуют, мимикрировав под окружающую обстановку, дабы цены резко не возросли при виде русо туристо.

Мне в разноцветной горнолыжной куртке, ярких штанах и с 20-килограммовым рюкзаком за плечами играть в местного жителя было бесполезно. Однако расценки всё равно удивили. Тёплые пуховые платки здесь стоят 150-300 рублей — в 10 раз меньше, чем в Оренбурге. Главное, брать серый или белый — яркие паутинки в основном синтетические.

— Сколько стоит этот свитер с оленями?

— 1000 рублей. 800. За 600 отдам!

Сдерживая удивлённо приподнимающуюся бровь и пытаясь остановить невольный антиаукцион, покупаю у милой бабули связанный ею прямо на месте свитер. Хочется дать больше, но, вероятно, здесь это нормальная цена. Да, и Яндекс-такси в 1,5 раза дешевле.

Восхождение на Эльбрус

Забраться в Кабардино-Балкарию и не потрогать Эльбрус, до которого от Нальчика рукой подать — преступление. Многие едут на Северный Кавказ только ради горнолыжных покатушек по склонам Приэльбрусья. Часто заказывают туры, в которых за трансфер от Нальчика до поляны Азау дберут в 3 раза больше, чем у меня ушло на всё десятидневное путешествие.

Попасть на стратовулкан пока он не проснулся можно гораздо дешевле. Для этого необязательно обладать идеальным знанием географии и кабардино-балкарского языка, поверьте мне с моим топографическим кретинизмом и выучившей только одно слово: «упсо». Означает «спасибо». Так вот, упсо разговорчивым местным и интернету, от Нальчика до Эльбруса я добралась за 300 рублей и несколько часов.

— На Эльбрусе сегодня лавиноопасно, метель обещают, давайте я вас в Чегет отвезу, отдохнёте по полной — проявил заботливость подбросивший до Терскола водитель.

— Спасибо, но трассы Чегета слишком черны для меня, да и цель — Эльбрус, — отнекивалась я.

Метель и вправду была, такая, что выше 3000 м сделать фото, а значит, снять перчатку, было чревато обморожением. Стайки сноубордистов и лыжников между заездами грелись по кафе. Как бы то ни было, восторг от спуска с пятикилометрового склона перечеркнул все погодные нюансы.из 6

За неделю, проведённую на Северном Кавказе, у меня появилось с десяток новых друзей, убойные контраргументы, опровергающие стереотипы о кавказцах, пара нелишних килограммов от щедрых угощений, и шрам на подбородке — следствие удара об Эльбрус (словила-таки кант).

Как оказалось, самое сложное в возвращении из Кавказа — заставить себя сесть на обратный поезд...

Читайте также: