"Берегись автомобиля". Полвека с народом

15:45 / 02 сентября 2016
Ровно 50 лет исполнилось замечательному фильму Э.Рязанова «Берегись автомобиля». А тем, кто застал советские времена (т.е. к 91-му году был совершеннолетним), кажется, что фильм сделан только вчера.

О чем это может говорить? Только о том, что фильм давно стал классикой, а классика вечна. Интересно, тогда в 1966 году кто-нибудь мог предположить такое? Что фильм переживет всех своих создателей и нисколько не утратит актуальности. Многие помнят политический лозунг тех лет: «Ленин умер, но дело его живет». Сейчас с полной уверенностью можно перефразировать по аналогии: «Все создатели уже мертвы, а фильм живет и торжествует». Оно все так. Эта кинокартина давно ушла в народ и существует вне всякой моды и времени. Сейчас не надо ждать очередного показа по каналам ТВ, есть цифровые видео-носители, есть Интернет (кто бы мог об этом мечтать в 1966-м?). Но все же куда было приятнее смотреть это кино по советскому телевидению, без всякой рекламы и на одном дыхании. А теперь представьте счастливчиков старшего поколения, кто смотрел «Берегись автомобиля» на премьерах в советских кинотеатрах. Мы им должны сильно позавидовать. В тот первый год проката - 1966, эту ленту посмотрели 29 млн. зрителей!

Сейчас мы можем только догадываться, над какими фразами и кадрами смеялись все зрители скопом, над какими лишь частично, но весело было всем без исключения. В фильме не было маленьких ролей, как и не было маленьких актеров. Все-таки советский кинематограф был справедливым детищем эпохи. Смотрите: маститые актеры Папанов и Евстигнеев всего лишь на вторых ролях, а молодой Андрей Миронов со своим персонажем – один из центральных. Но Папанов как загнет басом вместе со своим идиотским смехом по адресу зятя: «Тебя посодют, а ты не воруй», или продекларирует на суде: «Свободу Юрию Деточкину!» - и весь зал уже лежал от смеха. «А вы не знаете, так молчите!» - укоряет начальник Деточкина (Готлиб Ронинсон) соседа по ряду, который ни слова не произнес. И опять все зрители смеялись.

Кстати, а кто такой этот Г. Ронинсон, и откуда он взялся? Многие удивятся, но это был его дебют в кино. Да ведь ему уже было лет пятьдесят! – еще больше будет удивление. Правильно, Ронинсон был театральным актером, и впервые его пригласили на кинороль в ленту «Берегись автомобиля». Затем этот «дядя Гоша» приобрел амплуа под названием «второй план». Но и в этом амплуа в советском кино бездарных актеров не было! Все мы помним Дворжецкого (старшего), Филиппова и многих других, чьи маленькие роли оказались не такими уж маленькими, если мы до сих пор их не можем забыть.

А в этом фильме опять-таки на вторых ролях такие мэтры, как Д. Банионис и Г. Жженов. Никому не зазорно было появиться в картине лишь на несколько минут. Да еще ведь как они готовились! Ольга Аросева для того, чтобы войти в образ своей героини Любы, даже окончила курсы водителей троллейбуса. Вот как все было серьезно. А кто же главный персонаж картины после Юры Деточкина? Это, конечно же, ГАЗ-21 – гордость отечественного автопрома тех лет. Деточкин в ходе повествования угнал несколько машин, но на съемках была задействована только одна-единственная 21-я «Волга», естественно, белая – высший шик 60-х. Мосфильм ведь не Голливуд, не было у нас миллионных бюджетов, поэтому с «Волгой» обращались еще осторожнее, чем с людьми, и не дай бог, где царапина! Тем не менее, сцена преследования по шоссе была в фильме абсолютно натуральной. В том смысле, что «Волга» реально проезжала под открытым прицепом грузовика с огромными трубами. «Какой же детектив без погони?» - даже эта фраза комментатора за кадром стала крылатой, классической.

Полувековой юбилей картины - это, конечно, серьезно, ведь до следующего большого столетнего, мы (дети СССР) вряд ли доживем. Есть, однако, большая досада в том, что к юбилею «Берегись автомобиля» никто не написал ни одной книги о фильме, или хотя бы мог составить дайджест какой-нибудь. Вон у них, иностранцев, режиссер Р. Родригес выпустил книгу «Без бюджета» к 20-летию фильма El Mariachi («Музыкант»). А мы, как обычно, ничего хорошего, доброго у себя не можем увековечить. Однако есть момент… Говорят, что в Самаре уже как 4 года открыт памятник Деточкину. Был я там, видел – это напротив вокзала, на мизерном постаменте, фигура в человеческий рост. Один печальный нюанс – памятник не подписан, не обозначен. Спросите прохожих: кому сей монумент? И вам не смогут ответить. Так есть ли памятник? Было бы действительно странным, если бы нынешние власти (неважно, в каком городе) с помпой установили бронзовый монумент с табличкой «Юрий Деточкин». Этот Юра нынче, увы, герой совсем не нашего времени (сожалеем, конечно, что так).

Но вернемся к творческому коллективу кинокартины. Как смогли все создатели вдруг так скооперироваться и выдать столь нетленный шедевр на все времена? Как всем так подфартило? Дело случая, или все было задумано? Вопросы уже риторические, и из первых уст ничего уже не услышим. А всем интересно было бы знать, что Э. Рязанов изначально видел в роли Деточкина только Юрия Никулина, и тут подвернулся его величество случай, нарисовался Смоктуновский. В кинопробах успели поучаствовать Куравлев и Олег Ефремов. К счастью, последнего успели переквалифицировать в следователя Подберезовикова. Парадоксально, но факт: сильно уставший Иннокентий Смоктуновский после съемок сразу в двух фильмах, где одна из ролей… В.И. Ленина (!?), почти провалил пробы, но Э. Рязанов каким-то чутьем все равно почувствовал, что на роль честного вора Деточкина лучшей кандидатуры не будет. А мы все разве можем представить в этой роли кого-то другого? Но сам «честный вор» казался Смоктуновскому «чудовищно неправдоподобным вымыслом». Актер Георгий Жженов интересен еще и своей трагической судьбой, ведь он бывший узник ГУЛАГа. Но мы, как ни странно, знаем его только по ролям советских силовиков: милиционеров, чекистов, военных. А началось такое амплуа как раз с роли милицейского капитана, который на мотоцикле преследовал угонщика Ю. Деточкина.

Кроме того, мы не должны забывать про кропотливую работу операторов (А. Мукасей, В. Нахабцев) и композитора (А. Петров), а то эти люди сами за кадром, как и сценарист картины. Конечно, Эльдар Рязанов бесспорно талантливый режиссер, а Эмиль Брагинский не менее талантливый сценарист, но разве кто-нибудь из всей труппы «Берегись автомобиля» выполнил свою работу бесталанно? Каждый без исключения вложил в эту ленту частичку своей души. Оттого картина пережила всех, в том числе и советский прокат, и сам СССР и вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. Ведь многие фильмы страны Советов (как бы хорошо не относиться к самой стране) не смогли выдержать испытания временем, так как были «в доску советскими», т.е. слишком идеологизированными, наивными или ура-патриотическими, или попросту скучными. Но была ведь у нас ударная эпоха в дюжину лет: 1965 – 1977гг., где, начиная с «Операции Ы…» и заканчивая «Мимино», создавалось немало превосходных комедий, которые не увяли со временем, не превратились в нафталин.

Ну и, наконец, о личности главного персонажа – Юрия Деточкина. Он по своему жизненному кредо кто? Робин Гуд, Дон Кихот? Да он, если хотите, первый борец с коррупцией! Недаром же «Берегись…» так любили показывать в короткое время правления Андропова. Один телеведущий в своем вступительном слове перед показом (шел 1983 год) цитировал Деточкина, как бы оправдывая его: «Воруют, и много воруют. Надо же что-то делать». Тоже ведь интересный казус: главный персонаж совершает преступления - угон автотранспорта, что карается Уголовным кодексом, а он вдруг положительный герой. И это задолго до горбачевской перестройки! Да, закончилась к тому времени хрущевская оттепель, пришли брежневские заморозки, т.е. начиналось время, которое назовут застоем. И вот такой фильм оказался первым и в своем роде последним, где по схеме сюжета скромный, добросовестный служащий Госстраха решил бороться с взяточниками, жуликами и ворами, лишая их движимого имущества. Этот Юра был явно не от мира сего, как сейчас сказали бы – лузер. Даже его подружка Люба (О. Аросева) говорит ему: «Посмотри на себя – ты же идиот!». Однако у Деточкина есть цель. Он методично делает свое «черное дело», и он определенно счастлив. И его не сможет убить серая «совковая» действительность, поскольку человек борется с пороком весьма своеобразным методом, каким бы лузером по жизни он не казался. Наверное, как раз-то черно-белый окрас картины здесь не случаен.

Как бы там ни было, кинолента получилась со знаком качества на все 100% и даже более. И сейчас мы оцениваем ее рейтинг исключительно в 5 звезд и 10 баллов из 10, а количество посмотревших уже не поддается исчислению. Таких фильмов было немного. Но счастье в том, что они были и остались с нами навсегда.

Читайте также: