Лектории ОГПУ: из истории предпринимательства

09:59 / 29 сентября 2016
Вчера в конференц-зале Оренбургской областной универсальной библиотеки имени Н.К. Крупской прошла лекция проректора по научной работе ОГПУ, д.и.н., профессора Елены Бурлуцкой на тему «Имидж как попытка самопрезентации (на примере российского купечества)». Лекторий "Просвещение" предназначен для популяризации научных исследований ведущих ученых Оренбургского государственного педагогического университета. Слушателями стали студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели.

Имидж как универсальный способ существования человека в обществе и постоянный процесс его демонстрации себя социуму с помощью телесно-знаковых символов сегодня интересует представителей самых разных областей знания – психологов, культурологов, политологов. С недавнего времени имидж стал предметом изучения историков повседневности.

Имидж создает возможности для группового общения, устанавливает сигнальную систему «свой-чужой», позволяет самовыразиться и получить эмоциональный отклик социума на свои образ и поведение, дает возможность транслировать во внешнюю среду какую-то важную для индивида информацию. Формирование положительного имиджа является важной задачей для человека, который стремится произвести благоприятное впечатление на окружающих.

Российское купечество, по словам профессора, стремилось продемонстрировать социуму свое физическое здоровье, финансовое благополучие, личностную зрелость, гордость от осознания принадлежности к профессии, здоровый консерватизм, свои серьезность и надежность как коммерческих партнеров. С помощью имиджа российские коммерсанты пытались добиться уважения к себе, повышения личного авторитета и социального престижа. Эту же имиджевую задачу выполняли богато разодетые купеческие жены, породистые кони в тройках и каменные дома с дорогими интерьерами.

К сожалению, общество не всегда воспринимало поступающую от купцов имиджевую информацию так, как тем хотелось бы. Традиционность часто путали с отсталостью, стремление подчеркнуть сословную принадлежность – с клановостью, демонстрацию успешности – с кичливостью. Именно в таком искаженном варианте купечество чаще всего попадало на страницы литературных произведений или на полотна художников.

В итоге был сделан вывод о значимости имиджевых составляющих для каждого человека и о необходимости не только внимательного отношения к собственному имиджу, но и учета его восприятия окружающими.

После окончания лекции Елена Вадимовна ответила на вопросы слушателей о различиях в имидже столичных и провинциальных купцов, об особенностях имиджа купцов-старообрядцев, а также о том, как проректор по науке создает собственный имидж.

Лекции в рамках университетского лектория «Просвещение» проводятся в последнюю среду каждого месяца с 13-30 до 15-00. Педагогический университет приглашает студентов и преподавателей оренбургских вузов принять участие в  мероприятии в качестве слушателей. 

Читайте также: