Герои под копирку, или бессмертные образы?

14:59 / 12 июля 2019
Всё новое – хорошо забытое старое. Это же высказывание уместно и в искусстве. На это раз проследим это явление на примере литературных произведений. Вот подборка образов, которые можно найти в 99% произведений сегодня и всегда.
Герои под копирку, или бессмертные образы?

Подросток – спаситель мира, свергающий власть

Трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз «Голодные игры» показала миру, что подростки как нельзя лучше могут делать две вещи: идти против системы и с треском ее рушить. Даже если вы не читали книгу, то наверняка натыкались на фильмы, которые частенько крутили по ТВ. В принципе, и сюжет не нужно пересказывать, главное – подчеркнуть ключевые слагаемые:

  • постапокалипсис
  • правительство, держащее под контролем всё население мира
  • подросток, не согласный с правительством и готовый сражаться за «добро и справедливость».

С ходу можно вспомнить такие книги, как «Дивергент», «Бегущий в лабиринте», «Пятая волна». Конечно, есть еще книга «Дающий», написанная Лоис Лоури еще в 90-х. Вы могли слышать об экранизации, которая называется «Посвященный». Однако именно после «Голодных игр» мир обратил внимание на подростковую постапокалипстику.

Девушка-подросток, попавшая в «нехорошую компанию»

Как сказал бы Джек Воробей: «Некая бедовая дама. Или дама, попавшая в беду». Ну, почти. Девушка, беспомощная и тихая, влюбляется в какого-нибудь красавчика… И влипает из-за всего этого в неприятности.

Ничего не напоминает? Да! Как минимум «Сумерки». Еще по хрестоматии - «Пятьдесят оттенков серого». Хотя… даже эта история взяла свое начало из фанфика на роман «Сумерки»! Да-да, главными героями уже изначально были Эдвард Каллен и Белла Свон.

Холодные красавчики всегда были в моде, и это доказала тонна сериалов и фильмов в лице «Дневников вампиров» и «Академии вампиров». Развивать данную тему не будем, так как слишком уж много вампиров из всего этого вылилось.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Артур Конан Дойл создал потрясающую пару друзей, которая вместе прошла сквозь годы. В XXI веке Холмс и Ватсон поменяли свои имена и должности. Шерлок стал врачом в больнице (Доктор Хаус), а также первоклассным психологом, читающим людей по их движениям, мимике и словам (Менталист). Он сам становился писателем (Касл). А Ватсон и вовсе побывал в теле женщины (Элементарно)! И во всех этих образах были общие черты. Дела раскрывались путем логических заключений одного героя, а второй тем временем помогал нам понять, каким образом было совершено преступление.

Интересный враг

Графические романы, конечно, не совсем классические произведения. Однако Джокер, один из самых запоминающихся злодеев вселенной DC оставил глубокий отпечаток в культуре. Этот персонаж показал, что злодеи могут быть не просто «потому что они злодеи».

Джокер – это наглядный пример того, что враг может быть интересным. Ведь этому парню реально веришь, что он может подорвать репутацию главного героя и повергнуть город в хаос парочкой взрывов.

Злодей закулисья

Герою необязательно находиться в поле внимания читателя, чтобы показать насколько он силён, страшен и беспощаден. Саурон из книги Джона Толкина пугает даже тем, что в сюжете его как такового лишь упоминают. Мы не говорим обо всей вселенной Средиземья в целом, а конкретно о трилогии «Властелин Колец». Автор позаботился о том, чтобы из других его произведений мы узнали об этом персонаже немного больше, чем мы знаем из экранизации.

Сами посудите, нам ни разу его не показывали воочию, но лишь при его упоминании в воздухе чувствуется напряженная атмосфера.

Нельзя сказать, что этим приемом явно пользовались, однако «Тот, чье имя нельзя называть» тоже не показывал свой нос первые несколько книг, нагоняя страх и ужас на всю вселенную Гарри Поттера. (Хотя, если посудить, Волан-де-Морт и после своего появления носа так и не показал).

«Неоднозначный парень»

Самые интересные и беспощадные злодеи идеально получаются из «хороших ребят», особенно из экс-борцов за добро. Бывшие полицейские, просто люди, разочарованные в жизни либо открывшие глаза на современное общество. Лучший вариант для автора создать неоднозначного злодея – показать его историю. Почему он стал таким? Причем персонажей данного типа можно поделить на тех, кто изначально был с идеальной репутацией и не подавал намеков на злодея, и тех, кто внушал подозрения на раннем этапе развития.

Ко второму типу можно отнести Дориана Грея из книги Оскара Уайльда, который пустился «во все тяжкие». Или же «Парфюмера». Человек, уникальный в своем роде, решивший создать аромат, которого никто до него не открывал.

Миранду Пристли из романа «Дьявол носит Prada» можно отнести к другому типу злодеев. Будучи владельцем огромной компании, она стала жесткой женщиной, начальником, которого все бояться. Однако сама Миранда четко дает нам понять, что она не была изначально таким человеком. Мы можем понять это из разговора героини со своей помощницей Энди в самом конце истории. Директор говорит о том, что они во многом похожи. Думаю, имелось ввиду не только нынешнее положение девушки, но и ее прошлое.

Нет ничего плохого в том, что некоторые образы становятся культовыми и начинают кочевать из одной истории в другую. Напротив, это дает лишь очередной толчок для развития новых героев.

Читайте также: