«Любовь и голуби», или Куда подевались деревенские чудаки

13:04 / 20 сентября 2016
Поводом для интервью с народным артистом России, художественным руководителем Оренбургского театра драмы Рифкатом Исрафиловым стала подготовка к премьере спектакля «Любовь и голуби». Но когда встречаешься с мудрым и глубоким человеком, большим профессионалом и талантом, то охват тем поневоле становится шире, а разговор приобретает более философский характер. О гастролях, фестивалях, оценке критиков и деревенских чудаках читайте в этом материале.

- Рифкат Вакилович, спасибо большое, что согласились встретиться, несмотря на то, что уже вечером  вы с артистами отправляетесь на гастроли в Калугу…

- Наш творческий коллектив примет участие в фестивале-конкурсе, который проходит раз в три года в Калуге. Приглашение получили старейшие театры России, основанные не менее 100 лет назад. Выезжаем большим составом – 70 человек. Представим на суд жюри и зрителей спектакль «Милые люди» по мотивам рассказов Василия Шукшина. 

Спектакль, который мы покажем в Калуге, недавно вывозили в Казань и Уфу, у публики он имел успех. Для нас всегда значима оценка другого зрителя, поскольку он более беспристрастен и строг в своих суждениях.

- Почему именно этот спектакль вы решили показать в Калуге?

- Прежде чем была сформирована фестивальная афиша, коллегия критиков отобрала спектакли, представленные на конкурс. Нашу постановку посмотрел один из ведущих театральных критиков России Григорий Заславский, и он дал «Милым людям» высокую оценку.

- Волнуетесь перед гастролями?

- Волнуемся. Тут наш дом, здесь все привычно и знакомо, а там другой зал, сцена, иная световая техника. Например, в нашей истории был случай, когда Алексей Бартошевич (историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира – прим. ProOren) посмотрел нашу постановку «Ричард III», после чего он сказал, что этот спектакль нужно показать не только российской, но и европейской публике. По его признанию, наша работа его потрясла больше всего. А он за последние 20 лет видел огромное количество шекспировских постановок. Но когда в 2012 году мы отправились на фестиваль «Театральный Олимп» в Сочи («Театральный Олимп» - единственный панорамный фестиваль репертуарных театров страны. Конкурсная программа предполагает смотр не только творческих достижений, но и успехов в сфере театрального менеджмента – прим. ProOren), то сцена Зимнего театра оказалась в два раза больше оренбургской. Полноценной репетиции у нас не было, а потому приноравливались к подмосткам актеры по ходу действия. По моим ощущениям, первый акт мы немножко провалили. А второй акт прошел так же, как и у нас. Но какие-то награды мы там получили (Спектакль «Ричард III» на фестивале «Театральный Олимп» завоевал две высокие награды: диплом  «За развитие и  сохранение русского репертуарного театра» и диплом «За высокопрофессиональную менеджерскую и творческую деятельность» - прим. ProOren).

- Думаю, зритель в любом случае ничего не заметил, а вот актерам, наверное, пришлось сложно…

- У каждого театра есть своя атмосфера. Одна театральная аура резонирует с нашими подмостками, другая - нет. Если мы гастролируем в Москве, то я всегда прошу, чтобы нам дали возможность выступить на сцене Российского академического Молодежного театра (РАМТ), художественным руководителем которого является Алексей Бородин. Там энергетика идентична с оренбургской.

- Рифкат Вакилович, почему так важны гастроли? Для закалки артистов?

- Дело не в том, что гастроли закаляют, а в том, что они необходимы артистам. Вот у Мустая Карима в повести «Долгое-долгое детство» (башкирский советский поэт, писатель и драматург – прим. ProOren) есть замечательные слова о потаенном сундуке, в котором собирается все самое лучшее, но если сундук не открывать и не пользоваться его богатством, то какие бы сокровища он не хранил, они будут лишь загадкой, появится и сомнение в ценности содержимого сундука. Поэтому мы с Павлом Леонидовичем (П.Л. Церемпилов – директор Оренбургского драматического театра им. М. Горького – прим. ProOren) считаем, что гастроли необходимы для артиста, у нас действительно есть замечательные спектакли, и они должны стать достоянием публики.

Вот «Пышку» нам удалось показать пока только в Москве, «Ричарда III» в Москву не смогли вывезти, есть и другие интересные спектакли, по оценке критиков, достигшие высокого творческого уровня.  Но чтобы гастролировать в Москве, Санкт-Петербурге или за рубежом, нужны средства…

К счастью, нам удалось представить французской публике спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева. Артисты были ровесниками героев повести. Война – это болото, которое высасывает лучшее, что есть в человеке. А когда французы увидели драматическую поэму, то плакали. Марсельский зритель высоко оценил наш спектакль. Жаль, что мы не можем его провезти по всей России.

- В настоящее время ведется активная подготовка к премьере «Любовь и голуби», почему именно сейчас вы обратились к данному материалу?

- Признаюсь, я давно не видел экранизации Владимира Меньшова и намеренно не смотрю, чтобы не оказаться под влиянием работы кинорежиссера.

Но, перечитывая пьесу Владимира Гуркина, меня заинтересовали некоторые моменты. В этом спектакле мы поднимаем более обширные вопросы, в том числе и проблему потери души.

Для меня спектакль «Любовь и голуби» является продолжением деревенской темы, поднятой в произведениях Василия Шукшина. Пьеса Владимира Гуркина о гибели деревни, когда из нее уходит душа. В деревне был юродивый, который разводил голубей, и, несмотря на все трудности и горести, деревня жила. А потом случилась трагедия: убили юродивого, а птицы навсегда покинули те места. Вася Кузякин - чудак, наивный деревенский мужик, мечтающий вернуть в деревню пернатых, потому что, в его понимании, голуби - это душа села.

Когда я служил в Башкирском театре драмы, мы много гастролировали по селам. Однажды приезжаем в одну деревню, которая расположена в красивом месте. А там кроме сцены ничего нет, задаю председателю колхоза вопрос: как же мы будем выступать? А тот отвечает, чтобы я ни о чем не беспокоился. И вот вечером все деревенские жители приходят к нам на представление, кто-то несет лавки, кто-то ковры... Выступили, а они нас уговаривают, чтобы мы им еще что-нибудь показали. Говорим: «Поздно уже, вам же завтра с рассветом вставать». А они: «Мы представление посмотрим и на работу пойдем». Так и вышло: закончили мы, они с песнями отправились в поле. Ни один дом не запирался, а сейчас разве такое в деревне встретишь?.. Перевелись в деревне и чудаки.

Кроме того, я был знаком с Владимиром Павловичем. В оренбургском театре ставилась его пьеса «Прибайкальская кадриль». Мы даже договорились, что он напишет что-нибудь для молодежи. Но не успел, преждевременно ушел из жизни… Поэтому для меня этот спектакль - еще и дань памяти хорошему человеку, талантливому драматургу.

- Рифкат Вакилович, выходит, что Кузякин – праведник, на котором вся деревня держится? И понятно, что он должен пройти через испытание, но почему именно перед чарами Раисы Захаровны он не устоял, чем она его прельстила?

- Когда из деревни ушла душа, то все в ней разладилось. Вот и Вася с Надей живут, ссорясь и не понимая друг друга. Раиса Захаровна почувствовала, чего ему не хватает, этим она его и привлекла. Он наивно отозвался на женское тепло и ласку. Но через какое-то время Кузякин понимает, кто для него по-настоящему самый близкий и родной человек, а потому возвращается в семью. Ему еще предстоит понять, что он совершил предательство… Но и Надя многое переосмыслит.

Читайте также: