Лекция от мэтра: Пивио о музыке, кино и начале своего творческого пути

09:16 / 30 августа 2018
В дни кинофестиваля с жителями областного центра встретился известный итальянский актер, композитор, продюсер и член жюри международного конкурса МКФ «Востока&Запад» Роберто Пискиутта (Пивио). Артист рассказал собравшимся о процессе создания саундтреков к фильмам и о том, когда можно нарушать правила ради создания чего-то стоящего.
Источник фото:
Ольга Голенских, Юлия Ситникова

В дни кинофестиваля с жителями областного центра встретился известный итальянский актер, композитор, продюсер и член жюри международного конкурса МКФ «Востока&Запад» Роберто Пискиутта (Пивио). Артист рассказал собравшимся о процессе создания саундтреков к фильмам и о том, когда можно нарушать правила ради создания чего-то стоящего.

Несмотря на то, что учебный год еще не начался, в зале Оренбургского института искусств имени Ростроповичей собрались студенты и преподаватели творческих направлений. Пришли и обычные оренбуржцы, интересующиеся музыкой в киноискусстве. Символично, что в этот же день состоялось открытие 75-го Венецианского кинофестиваля.

Поприветствовав оренбуржцев, композитор признался, что очень рад находится в городе, который тесно связан с музыкой. За час Пивио успел рассказать о начале своего творческого пути и композиторской работе над несколькими кинематографическими проектами.

«В конце 80-х годов я начал занимался музыкой, тогда еще непрофессионально. В 1997 году мы товарищами впервые выпустили диск. На нашу первую музыку повлияли западные и восточные тенденции того времени», - вспоминает Роберто Пискиутта.

Спустя некоторое время композитору позвонил турецкий режиссер Ферзан Озпетек. Он послушал диск и предложил написать саундтрек к его новому фильму «Хамам» (турецкая баня). По сюжету главный герой фильма волею судьбы прилетает из Италии в Стамбул. Там разворачиваются непростые для него события. Пивио предстояло передать с помощи музыки всю палитру чувств, испытываемых главным героем на протяжении всей картины.

«Режиссер спросил, смогу ли я управиться за 12 дней. Я согласился и сдержал слово: за 12 дней мы сделали это», - вспоминает композитор.

За время работы Пискиутта понял, что создавать музыку к фильму, действия которого происходят в чужой стране, вдвойне сложно. Прежде чем начать работу, композитору пришлось хорошо изучить турецкую музыку, понять ее особенности и только потом начать писать.

О том, как создаются саундтреки, Пивио объяснил на примере отрывков из фильмов, к которым он написал музыку. Этот процесс очень трудоемок: нужно учесть менталитет зрителя, для которого создается кинокартина, эмоциональные переживания героев в развитии событий, режиссерскую мысль и множество чисто музыкальных моментов. Но иногда внезапно посетившая гениальная мысль может затмить собой всю проделанную работу.

«Я считаю, что единственным правилом в музыке может быть только нарушение правил. Тогда получится что-то действительно стоящее», - считает Пивио.

Создание музыкальной составляющей фильма – это совместная работа с автором киноленты. И часто его виденье сцены не совпадает с композиторской. В этом Роберто Пискиутта убеждался не раз. Работая над очередной картиной, композитору пришлось дважды переписывать музыку:

«Сначала она была позитивной и воодушевляющей, потом мы добавили минора и напряжения, а затем для наибольшей точности выражения чувств записали голос. И в конце концов получилось то, что надо».

После часовой лекции Пивио пообщался со слушателями. Итальянец признался, что вдохновляется Римским-Корсаковым и рассказал, что в двухлетнем возрасте его воспитывали именно на русской музыке.

От ответа на вопрос по поводу оценки конкурсных фильмов кинофестиваля Пивио воздержался и заявил, что хочет сохранить тайну до церемонии награждения.