Желание быть на сцене

16:51 / 16 ноября 2016

Когда Марк Аврелий пришел к власти, то он дал себе зарок - «не оцезариться». И как утверждают современники, слово свое сдержал, став одним из лучших императоров Римской империи. Именно этот исторический факт мне вспомнился, когда я возвращалась в редакцию после встречи с артистом Оренбургского областного театра драмы Сергеем Тыщенко. 8 декабря у заслуженного артиста России в честь 50-летия со дня рождения состоится бенефис. Но Сергей Иванович не думает почивать на лаврах, он чрезвычайно строг и требователен к себе. Интервьюировать его и сложно, и одновременно интересно, поскольку собеседник не спешит раскрывать душу перед журналистом, а своими ответами разрушает привычные стереотипы об актерах и людях творческой профессии.

- Сергей Иванович, знаю, что случай в вашей жизни сыграл немалую роль: режиссер Петропавловского театра обратил на вас внимание и предложил попробовать себя на актерском поприще…

- Да, было такое.

- Скажите, что вас тогда привлекло в актерской профессии? Сохранилось ли это чувство сегодня?

- Главное, все-таки желание быть на сцене. Подмостки – место, где чувствуешь, что ты должен быть именно здесь. Без этого уже не могут люди нашей профессии, и я в том числе.

- Сколько сможете продержаться, не выходя на сцену? В конце отпуска скучаете по театральным подмосткам?

- Даже не знаю (смеется)… Летом тебе дается какая-то передышка, потому что за сезон накапливается усталость, потому что работа наша не из легких. Хотя понятно, что не мешки с цементом ворочаем, но профессия требует ощутимых затрат и нервных, и физических. Но все равно ты знаешь, что выйдешь на сцену. Поэтому вопрос, сколько я могу продержаться… Тут же не на спор: на сколько минут под водой дыхание задержишь. Но ничего другого я для себя не вижу.

- А не бывает такого ощущения, что вы изменили музыке? Что музыка осталась на втором плане?

- Тут дело не в том, что изменил. Просто не получилось то, чего хотелось в молодости. Так сложились обстоятельства. Чего-то не хватило. Да и потом выбиваются все равно единицы, в провинции это сделать сложнее.

- Но и 1990-е годы были…

- Да дело не в годах. Дело в том, где живешь, и сколько на это хватит авантюризма, желания, сил. Видимо, что-то не включилось, что-то не произошло. Ну а музыка… Она же все равно остается.

- На скольких инструментах играете?

- Ни на одном достаточно хорошо. Я не инструменталист, вокалист.

- Но вот коллеги отмечают, что вы хорошо играете на барабанах, фоно, гитаре…

- Музыкой занимаюсь 35 лет. Научишься худо-бедно что-то изображать на каком-нибудь нехитром инструменте. Но чтобы играть - такого нет.

У меня музыкальная школа со страшным сном ассоциируется. Не очень люблю тот период вспоминать. Даже не думал, что буду музыкой заниматься. Это пришло позже, в 15-18 лет. Когда захотелось стать рок-звездой. Не больше и не меньше...

- Сергей Иванович, вы сыграли самые разноплановые роли. А есть роль, о которой еще мечтаете?

- Об этом часто спрашивают. Уже нет. Интересен сам процесс по себе. Надо играть то, что тебе дали. Нравится – не нравится, подходит – не подходит, это уже дело десятое. Будь добр выйти и сделать на сцене то, что от тебя требуется. Вот тогда ты - профессионал.

Во все роли вкладывается большое количество нервов, пота, иногда крови. В каждой роли - часть жизни. Какая часть жизни мне особо дорога? Не ответишь же!

Тем более многое зависит от таких факторов, как материал, режиссер-постановщик, партнеры по сцене.

- Творческая профессия требует зачастую энергетической подпитки. Как восстанавливаете свои силы?

- В процессе исполнения. Бывают тяжелые затратные спектакли. Но посидишь, отдышишься, и снова хорош. Если уж так сильно тратишься, что потом приходится отлеживаться неделями, то тогда нужно род деятельности менять.

- То есть сама профессия подпитывает и дает энергию?

- Конечно.

- А что можете сказать про свою новую роль Кречинского?

- Она еще не сыграна, поэтому говорить пока ничего не стоит.

- Но вам этот герой симпатичен?

- Мне все герои симпатичны. Это все человеческие истории. Люди не бывают только хорошими или плохими. В них всего намешано.

- У него есть будущее? Вот режиссер-постановщик утверждает, что это прозревший герой. А что с Кречинским будет дальше?

- Это к автору, к Сухово-Кобылину обращайтесь (смеется). Мне неинтересно, что с ним будет дальше. Интересно сыграть то, что с ним происходило в описываемое время. Это все равно, что рассуждать про то, что было бы с Ромео и Джульеттой, если бы они не умерли, а поженились. Жили дружно или заели друг дружку? Гадать, что будет с героем, по-моему, - дело неблагодарное.

- Последняя кино- или театральная постановка, которая вас впечатлила?

- Меня любая хорошая работа и впечатляет, и задевает, и заставляет жалеть, что я не внутри. Что-то одно выделять тоже смысла нет. Все-таки это не 1952-й год, когда 30 фильмов снималось. Вся страна смотрела их по 30 раз. Сейчас очень много всего делается. Да и потом я очень плохой зритель, потому что знаю, как все делается, поскольку 25 лет этим делом занимаюсь. Когда хорошая работа и не «торчат гвозди», то мне все нравится.

- А что бы вы посоветовали молодым артистам, которые только делают первые шаги в профессии? Может, есть что-то такое, что вам в свое время помогло?

- Мне б самому кто совет дал. Для этого нужно чувствовать себя умудренным опытом человеком. Но если кто-нибудь у меня попросит совета, то попытаюсь объяснить то, что знаю сам. А вот так в воздух: «Я бы посоветовал…». Да нет, что вы.


Сергей Иванович Тыщенко окончил Екатеринбургский театральный институт. С 1994 года служит в Оренбургском областном театре драмы им. М. Горького.

В 2012 году артисту вручена благодарность министра культуры РФ за большой вклад в развитие культуры. В 2013 году присуждено звание Заслуженного артиста России.

Дважды удостаивался Губернаторской премии: в 2014 и 2015 годах.

Читайте также: