Наталия Трубачева: «Руководитель штаба Навального на собеседовании сказал, что мы сработаемся»

Как потенциальный участник акции протеста 26 марта Наталия Трубачева переживала, что из-за несанкционированной «прогулки» людей могут задержать. Уже после организации пикета она подала резюме на должность координатора штаба Навального. О том, как поменялась жизнь Наталии Трубачевой, узнал корреспондент Леонид Уварчев.
Источник фото:
Ольга Голенских

«Если я перееду в другой город, значит, я сдамся»

- Как вы оказались в политике?

- Все говорят, что я в политике…

- Раз вы сотрудничаете с Алексеем Навальным, значит, в политике.

- Я считаю, что политика – это касаемо Алексея Навального. А я все-таки функционер. Я помогаю Алексею Навальному. Политики – это кандидаты в президенты, депутаты и так далее.

С опытом я поняла, что для меня есть ценности, которые заключаются в правах и свободах. Право на благоприятную окружающую среду, право на здравоохранение, право на свободу слова и свободу выбора. Для того чтобы эти права появились, необходимо совершать определенные действия.

Меня спрашивали, почему вы не хотите бороться с коррупцией на местном уровне? Но, по моему мнению, если на местном уровне вывести одного коррупционера на чистую воду, то на его место придут двое других. Стоит начинать с власти, находящейся в Москве.

- Я, наверное, неправильно сформулировал вопрос, который многих интересует. Наталия, вы кто? Если бы координатором стал, скажем, Дмитрий Родин (председатель отделения ликвидированной «Партии прогресса» Навального – прим. ProOren.ru), это было бы понятно. Он пытался участвовать в местных выборах, организовывал митинг в городе. О вас совершенно ничего не известно. Где вы родились, учились, работали?

- Я родилась в Черниговской области Украины. В городе … в Семеновке, где жили мои бабушка и дедушка. Там я пробыла менее года. С 1983 по 1990 годы мой папа служил в Грузии. Там мы и жили. В 1990 году мы переехали в Кропоткин Краснодарского края. Мама и брат тоже военные.

В 2003 году я приехала в Оренбург учиться. Я поступила в ОГУ на юридический факультет. Очное отделение. Позже перешла на заочное.

С 2006 года я работала юрисконсультом в коммерческой организации, с 2009 года - юрисконсультом во второй психиатрической больнице. С января 2013-го переведена на должность начальника отдела правовой и кадровой работы в Оренбургской областной психиатрической больнице №2.

- Почему вы приехали учиться в Оренбург?

- Здесь служил мой брат.  

- Вы работали в больнице с 2009 года. Как вы решились уйти ради должности координатора штаба?

- Для достижения целей нужно чем-то жертвовать.

- У вас не было желания переехать из Оренбурга, учитывая, что здесь, по вашему мнению, не в должной мере решаются социальные вопросы?

 - Если я перееду в другой город, значит, я сдамся. Я попытаюсь сделать так, чтобы наш город был лучше, и сдаваться не хочу. Мне очень нравится Оренбург.

- То есть вы относитесь к нему как к родному городу?

 - Да, конечно. Я здесь живу больше десяти лет. Здесь я встретила своего мужа. И осталась здесь жить.

- Вы замужем, и у вас есть ребенок.

- Да, мальчик – 3,5 года.

- А как познакомились с мужем?

- Мы сидели с подружкой возле «Макдональдса»,в сквере, и он подошел познакомиться со мной. Это был 2004 или 2005 год.

- Как он относится к вашей деятельности?

- Он поддерживает меня и разделяет мои взгляды. К деятельности Алексея Навального он тоже относится положительно.

- Ваши родители – военные. А вы поддерживаете Навального. Военные чаще воспринимаются как люди, которые поддерживают действующую власть.

- Мои родители не поддерживают действующую власть. Они меня поддерживают. Они согласны со мной, что все-таки стоит бороться за честные выборы и сменяемость власти.

«Я понимала, какие будут последствия, если оренбуржцы пойдут на несанкционированную акцию»

- Когда активность по части акции протеста 26 марта только зарождалась, в соцсетях появилась группа «Прогулка 26 марта», созданная местным активистом Денисом Веркашанцевым. Акция не была санкционирована муниципальными властями. Я так понимаю, именно в этот момент вы захотели стать организатором пикета?        

- После просмотра фильма ФБК «Он вам не Димон» нашла группу «Прогулка 26 марта» в соцсети «ВКонтакте».

Группа людей, которая хотела прийти на пикет, начала задавать Денису вопросы по части организации акции. Я не знала тогда этих людей. Денис предложил встретиться накануне.

Мы встретились на празднике «Крым наш». Денис тогда объяснил, что он не хочет быть организатором пикета, и что он пойдет просто гулять по улице Советской. На вопросы, почему именно так будет проходить акция, он ответил, что слишком короткие сроки для организации.

Я как юрист понимаю, что такое несанкционированная акция. И решила тогда: нужно подать уведомление в администрацию.

Прочитав комментарии в сообществе «Прогулка», я увидела много людей, которые хотят выразить свое мнение по поводу коррупции в России. Я понимала, какие будут последствия, если они пойдут на несанкционированную акцию. Это могли быть и административные задержания, и штрафы.

- Проявили заботу?

- Можно и так сказать. Понимаете, когда появился Алексей, он подтолкнул меня словами, что каждый в своем городе может стать Навальным. Он подтолкнул меня к действиям.

- Тем не менее здесь ваша позиция пошла вразрез с решением Алексея Навального, который провел в Москве несанкционированный митинг. Ему, как и вам, отказали в проведении акции протеста в заявленном месте и предложили другую площадку. Однако он от нее отказался, а вы согласились провести акцию не в центре, а в спальном районе Оренбурга.

- Я рассуждаю как юрист. По моему мнению, нужно стараться идти законным путем и по возможности минимизировать риски для населения (в виде преследования полицией или наказания).

- Вот пикет начинается. Вы ожидали, что на него придет 150 человек - так было указано в уведомлении на проведение акции.

- Нет. Я ожидала человек 70. До 100 точно. Когда я пришла подавать уведомление,  представитель администрации предположил, что на акцию придет мало людей. Конечно, если бы я ожидала больше, то я бы и указала другое число.

- А тут пришло много людей.

- Оренбург созрел отстаивать свои права. У нас в городе формируется гражданское общество.

- И сколько, вы ожидаете, придет на митинг 12 июня?

- Я надеюсь, придет не менее двух тысяч. Я еще не подавала уведомление в администрацию, но укажу там такое количество человек.

- Что если вам предложат выступить, например, в промышленной зоне города? Вы уже согласились протестовать в спальной.

- Я посмотрела место и посчитала, что это хороший район. Если нам предложат ужасное место, то я не соглашусь и буду оспаривать это решение.

- Участие в акции двух тысяч человек предполагает наличие большой площадки. Вы сами для себя определяете, где могли бы собраться столько человек?

- Я подавала письмо в администрацию с перечнем объектов и вопросом: на которых из них можно проводить публичные акции. В списке есть Национальная деревня, например.

- Мы прекрасно понимаем, что на 12 июня наверняка уже подали уведомление…

- Положено подавать не ранее 15 дней.

- Хорошо, в любом случае подадут документы раньше вас.

- (Смеется) Их уведомление наверняка будет рассматриваться в первую очередь, если мы подадим их в одно время.

- 12 июня, скорее всего, будет организован праздник и в Национальной деревне, и на улице Советской. Там шествие будет, наверное.

- Будем смотреть, что предложит администрация.

«Все началось не потому, что я увидела фильм ФБК. Нет. Все началось с недовольства»  

- Штабы откроются в Оренбурге и Орске.

- Да.

- Ваши полномочия распространяются только на город или на область тоже?

- Вообще, я считаюсь координатором областного центра. В Орске вроде другой координатор. Я еще не знаю, кто это.

- Вы участвовали в конкурсе. Знаете, кто кроме вас подавал резюме?

- Знаю.

- Кто?

- Я же не могу сказать без спроса этих людей. Они, может, не хотят, чтобы об этом узнали.

- Что вы указали в резюме?

- Где работала, где работаю, личные качества, причина, по которой я подала резюме.

- Через какое-то время вам позвонили.

- Да, связались. Позже прошло собеседование по «Скайпу» с Леонидом Волковым (руководитель предвыборного штаба Алексея Навального – прим. ProOren.ru). По его итогам он сказал: «Мы сработаемся».

- После этого вам сообщили, чем вы будете заниматься.

-  Мне дали инструкцию. Работа заключается в организации штаба, сбора подписей за выдвижение кандидата в президенты Алексея Навального и так далее.

- Где будет находиться штаб?

- В центре.

- Вы говорили, что несколько мест уже одобрили. Ищите варианты получше?

- Нет, мы не рассматриваем другие варианты. Я не сообщаю заранее с целью безопасности.

- Помнится, что помещение для штаба искал Родин.

- Мы не хотели до открытия говорить, что я стала координатором. Получилось так, что в соцсетях разместили информацию, что я являюсь координатором. Мне начали задавать вопросы, и пришлось написать об этом пост. Бывают такие вот исключительные случаи, что до открытия объявляют, кто является координатором.

- Вот вы открыли штаб. Навальный приедет в начале июня…

- В первой половине месяца.

- Что вы будете делать в день открытия?

- В день открытия придут волонтеры. Будет знакомство с ними. Алексей расскажет, зачем здесь открыт штаб.

- В чем будет заключаться ваша работа после митинга?

- Агитация и сбор подписей. Возможно, я буду поднимать вопросы местного значения. Этим заниматься никто не запрещает. 

- Как вы оцениваете работу региональной и муниципальной властей.

- Плохо. У нас нет достаточно развитого здравоохранения, у нас низкое качество дорог. Они делаются, но плохо: были ямы – стали кочки. Летом дороги строят, весной они уже разрушены. Меня не устраивают тарифы ЖКХ, стоимость продуктов питания, бензина.

Вообще, все началось не потому, что я увидела фильм ФБК. Нет, конечно. Все началось с недовольства: что я вижу вокруг. Если бы меня устраивали социальные вопросы, то посмотрела бы я фильм ФБК и подумала бы, что эти сведения – обман. А если я задумалась, что это не обман, значит, что-то не так с социальными вопросами.

«Если выборы пройдут честно, то Алексей победит»

- Что будет, если Навального не допустят до выборов?

- Я об этом не думаю. Я верю, что Навального допустят до выборов.

- Хорошо. Что будет, если Навального допустят до выборов?

- Я думаю, что надо максимально подготовить людей всех городов, наблюдателей, чтобы выборы прошли честно. Если они пройдут честно, то Алексей победит.

- Вы много говорите о безопасности. Мы знаем, что в Оренбурге есть, например, казаки и блогеры, которые могут повести себя непредсказуемо. Вам не страшно?

- Я считаю, что если соблюдать меры безопасности, подстраховываться, то все будет нормально. За любые незаконные действия мы будем обращаться в органы.

- Прошли выборы. Чем вы будете заниматься дальше? Может, планируете принять участие в выборах губернатора 2019 года. 

- Для меня это все стремительно развивается. У меня не было в планах становиться координатором. Изначально я не думала, что буду организатором пикета. Я просто хотела поучаствовать и поддержать Алексея.

Вообще, я задумалась о создании в Оренбурге правозащитной организации. Но это после выборов.  

Фото: Ольга Голенских 

Читайте также: