Жизнь в свете рампы

13:46 / 15 сентября 2016
Необыкновенный подарок преподнесли сотрудники архива творческим коллективам драматического театра имени М. Горького и театра музыкальной комедии. Специалисты Центра документации новейшей истории Оренбургской области провели интереснейшее исследование, посвященное изучению истории двух театров в ХХ веке.

Работу архивисты провели колоссальную, они изучили несколько сотен документов, причем анализу были подвергнуты материалы, на первый взгляд, никак не связанные с искусством и театральными подмостками: партийные реляции, постановления, докладные, служебные записки и даже жалобы, кляузы.

Казалось бы, что интересного можно вычитать в такого рода бумагах? Но за канцеляризмами открывается немало трагических страниц жизни чкаловских артистов. Атмосфера той эпохи предстает без прикрас, а потому некоторые строки нельзя читать, внутренне не содрогаясь.  

Документы свидетельствуют, что за людьми творческих профессий велся тотальный контроль. На артистов составлялись характеристики с точки зрения политической благонадежности или неблагонадежности. Ничто не ускользало от взгляда функционеров, даже личная жизнь актера подвергалась тщательному разбору, а при определенных обстоятельствах в нее могли и вмешаться без зазрения совести.

По словам архивиста Ксении Марченко, идея изучить «жизнь в свете рампы» родилась случайно: во время работы над материалами 1941-1945 годов. Ксения Юрьевна тогда натолкнулась на ряд интересных документов, рассказывающих о жизни творческих коллективов в годы войны.

«Формирование художественных бригад нашло горячий отклик среди театральных работников, - отмечает Ксения Шарова. – Первой бригадой, отправившейся на фронт, руководил артист драмтеатра Олегов».

Артисты отправились в ноябре 1941 года на Северо-Западный фронт, который с первых дней войны стал ареной напряженных и кровопролитных сражений. Поддержать дух красноармейцев приехала чкаловская бригада, за 28 дней пребывания на передовой они дали 50 концертов, выступала труппа и по пути следования.

«Первый концерт мы дали в День Конституции. У нас было несколько тревожное настроение, но концерт прошел очень хорошо. Командование нас приняло замечательно. Это очень обрадовало нас и вселило дух для дальнейшей работы, - сохранился отчет Олегова о той поездке. – Мы выступали в разных условиях: в избушках, землянках, где потолок в человеческий рост…».

Многие артисты работали в госпиталях. Занимались актеры и сбором теплых вещей для эвакуированных в Чкалов ленинградцев, а также ставили новые спектакли. Только в первые дни войны из областного театра драмы в народное ополчение записались 26 человек.

А вот театр музыкальной комедии в годы войны был направлен работать в Орск. Труппе приходилось нелегко: бытовая необустроенность, отсутствие декораций. Но артисты не сдавались и регулярно выпускали премьеры.

Сотрудники Центра установили и ранее неизвестные факты. К примеру, архивисты уточняют, что драмтеатр не был открыт после реконструкции в 1949 году, как это считалось ранее. Обнаружено Решение Исполнительного комитета Чкаловского областного совета депутатов трудящихся от 29 мая 1950 года, в котором рассматривался вопрос о срыве строительства театра. Поскольку трест «Чкаловстрой», вопреки поручению партии, не завез строительные материалы в срок и не приступил к работам, хотя денежные средства в размере 119 тыс. рублей тресту были выделены еще в январе 1950 года.

А вот другой существенный факт: артисты музыкального театра приняли решение работать бесплатно, поскольку партийные работники постановили, что деятельность театров должна стать самоокупаемой, а нерентабельные учреждения следует ликвидировать.

«Мы хотим открыть музей театра, - сказал директор оренбургского театра Павел Церемпилов. – И многие документы могли бы стать украшением нашего музея. Мы подробно изучим представленные вами документы, сделаем копии».

Читайте также: