Театральное шествие и ажиотаж: в Оренбурге открыли фестиваль «Гостиный двор»

16:04 / 12 июня 2019
Оренбургские театралы ликуют – открылся самый масштабный в области театральный фестиваль «Гостиный двор». В этом году его афиша особенно разнообразна: за 10 дней зрители увидят 13 абсолютно разных спектаклей. Среди них классические и экспериментаторские, профессиональные и студенческие, русскоязычные и татароязычная постановки. Но всех их объединяет одно – наличие глубоких ценностных смыслов, присущих школе русского психологического театра.

Фестиваль открылся красочным театральным шествием по главной пешеходной улице города. Представители театров Москвы, Казани, Уфы, Екатеринбурга, Самары, Челябинска, Нур-Султана, Орска, Бугуруслана и Оренбурга прошлись в сценических костюмах в одной колонне с духовым оркестром. В процессе к ним присоединялись и горожане, ждавшие театрального марафона как праздника и те, кто услышал о нем только в день открытия.

Так, из сквера им. Осипенко колонна неспеша переместилась к открытой сцене, сооруженной возле драмтеатра. Здесь участников и зрителей ждала концертная программа. Герои «Капитанской дочки» представили оренбуржцам небольшую постановку, основанную на глубокой философской притче. Кстати, спектакль по историческому роману Александра Сергеевича Пушкина артисты оренбургского драмтеатра сыграют для жителей города и иногородних коллег по театральному цеху уже сегодня, 12 июня.

«Гостиный двор – один из самых главных фестивалей Оренбуржья. В этом году он проходит на площадке одного из ведущих и старейших театров Урала – оренбургской драмы. Это особенно важно и почетно, потому что год посвящен театру, а наш форум – 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию нашей области. Именно поэтому к формированию афиши организаторы отнеслись очень внимательно», - отметила и.о. первого заместителя регионального минкульта Алла Лигостаева.

Это становится понятно, когда вчитываешься в список спектаклей «Гостиного двора». Художественный руководитель фестиваля Рифкат Исрафилов принципиально подбирал постановки, оставляющие после себя флер раздумий о вещах важных и вечных, а порой едва уловимых в повседневной суматохе. Они основаны на принципах русского психологического театра – глубокого, ищущего, размышляющего. Афиша содержит в себе спектакли, которые сегодня являются культовыми и востребованными. Один из них – «Зулейха открывает глаза» в постановке Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Это первый коллектив, которому автор произведения Гузель Яхина позволила поставить свой роман о раскулачивании 30-х годов XX века на театральной сцене.

Произведения многих заявленных в фестивальной афише спектаклей неоднократно экранизировали. Сейчас у оренбуржцев появилась редкая возможность оценить именно театральные интерпретации известных текстов. Это большая находка авторов постановок и организаторов, формировавших афишу фестиваля.

«Конечно, Год театра накладывает определенную ответственность и добавляет акценты, - считает и.о. министра культуры Оренбургской области Евгения Шевченко. - В этом году у нас драма правит балом. Безусловно, когда мы думали над форматом, количеством участников и их географии, мы понимали, что в этот раз наш традиционный фестиваль должен пройти совершенно в другой тональности и с другим масштабом».

В итоге так и получилось. Фестиваль обрамляют крупные московские коллективы – открыл его Российский академический молодежный театр спектаклем «Цветы для Элджернона», а закроет Центральный академический театр российской армии постановкой «Мольер (Кабала святош)». Оренбуржцам крупно повезло – в Москве на эти спектакли билеты достать очень сложно. Самого пристального внимания достойны и любые другие спектакли, наполняющую эту театральную десятидневку.

Спектаклем «Цветы для Элджернона» московский театр завершил «Большие гастроли» в Оренбурге и открыл фестиваль «Гостиный двор». Сказать, что постановка Юрия Грымова по легендарному роману Дэниела Киза собрала полный зал, не совсем верно. Он был переполнен. Зрители сидели на ступеньках у сцены, стояли у входов, занимали дополнительно поставленные стулья в зале. Длительность спектакля в 3,5 часа не смутила никого – он прошел на одном дыхании. Артисты максимально реалистично воплощали в жизнь своих героев – безумного и гениального Чарли, переживающую за своего подопечного и любимого учительницу Алису. Никаких кричащих персонажей на сцене, присущих некоторым провинциальным театрам. Речь в меру сдержанна, эмоции не гипертрофированы, а игра периодами напоминает качественную киноленту, записанную с нескольких дублей. Этот эффект увеличивали фантастические декорации, которые менялись на протяжении всего спектакля с сюрреалистических до вполне себе реалистических. Зал аплодировал стоя.

Безусловной находкой фестиваля «Гостиный двор» стала видеоверсия спектакля японского театра «Баттян» в формате 8К. Сегодня в оренбургском кинотеатре «Сокол» состоялась мировая премьера постановки «Клятва на монете».

«Наши японские друзья и коллеги сказали, что подобного с точки зрения съемки и показа именно театральной постановки не было ни в Японии, ни здесь. Это новейшие японские технологии – формат, который позволяет практически вживую воспринимать ткань спектакля», - добавила Евгения Шевченко.

В завершении показа актеры, сыгравшие главные роли в спектакле, пообщались с оренбургскими зрителями.

Сегодня, 12 июня, свою постановку представят хозяева фестиваля. В честь 275-летия Оренбургской губернии и 85-летия области артисты театра им. Горького сыграют премьерную «Капитанскую дочку».

Читайте также: