Движение по лесополосе: неделя противостояния жильцов и денег

15:37 / 09 июня 2017
Продолжение дороги Северного проезда неожиданно для властей и подрядчика столкнулось с резким недовольством жителей близлежащих домов. По смете для нового участка будут вырублены около 9 000 деревьев. Недавно Юрий Берг раскритиковал Сергея Бренева за выданное в начале 2010-х годов разрешение на строительство дома. Что еще известно о Северном проезде спустя неделю после того, как строительство заблокировали жители, – в материале ProOren.ru.
Источник фото:
Ольга Голенских

Стихийный пикет

В прошлую пятницу, 2 июня, по СМИ был разослан релиз о новом участке дороги Северного проезда. Журналисты уже писали тексты о вынужденной вырубке деревьев, 300 млн. рублей, которые будут затрачены на дорогу, и о маршруте, где она пройдет.

В это время подрядчик подтягивал к месту технику для проведения подготовительных работ.

Уже на подъезде к точке назначения стало понятно, что просто так строительство дороги начать в этот день не суждено. «Они разве что на пути техники не ложатся!» - с удивлением рассказывал один из участников событий ProOren.ru. Жильцы близлежащих домов попросту заблокировали стройку.

На место подтянулась полиция, чиновники мэрии и депутат, председатель бюджетного комитета оренбургского Горсовета Игорь Коровяковский.

Уже на следующей неделе губернатор Юрий Берг непублично раскритиковал деятельность начальника градостроительства и земельных отношений оренбургской мэрии Сергея Бренева, сообщил источник ProOren.ru среди жильцов Северного проезда. Глава региона приезжал на место строительства дороги рано утром. В мероприятии приняли участие представители городской администрации. Претензия губернатора заключается в том, что Бренев недавно подписал разрешение на строительство дома на Северном проезде. То есть, чиновник не учел его близость к дороге, которая уже существовала в генплане Оренбурга.

В пресс-службах правительства Оренбургской области и администрации Оренбурга не смогли подтвердить или опровергнуть информацию об этой встрече. Источник в мэрии подтвердил ProOren.ru сведения, но не стал рассказывать подробности. В департаменте градостроительства и земельных отношений факт встречи подтвердили, в управлении строительства и дорожного хозяйства не стали подтверждать или опровергать информацию.  

 

Подрядчик

Конкурс без конкурса выиграл ООО «Благоустроитель». Он признан победителем по строительству объекта «Проезд Северный в СВЖР Оренбурга (участок от улицы Автомобилистов до улицы Театральной)», хотя и предложил максимальную цену – 306,4 млн. рублей. Другие две заявки – от ООО «Крафт» и ООО «ПромСтройКонтракт», по мнению комиссии, не соответствовали предъявляемым требованиям. Компании не показали документы «об опыте работы», т.е. о тех объектах, строительством которых они занимались ранее.

Зато опыт работы есть у «Благоустроителя». Общая стоимость госзаказов компании едва не дотягивает до 1 млрд. рублей.

Изначально в 2012 году компания выполняла госзаказы на работы в терапевтическом корпусе городской больницы имени Пирогова. Первый заказ именно на строительство дорог компания получила в 2015 году.

В 2016 году «Благоустроитель» стал субподрядчиком ГУП «Оренбургремдорстроя» по реконструкции дороги Саракташ-Бурунча-Новомихайловка. Компании доверили работы по устройству дорожной одежды на 2,1 км участка дороги из запланированных к реконструкции 18 км. На эти цели из 355 млн. рублей генподрядчик выделил «Благоустраителю» чуть менее 30 млн. рублей. О каком именно участке дороги идет речь, в документах не говорится. Напомним, один из них после первой зимы значительно разрушился, из-за чего губернатор Оренбургской области Юрий Берг уволил главу ГУП «Оренбургремдорстроя».

В ООО «Благоустроитель» ProOren.ru заверили, что к их участку дороги претензий ни у кого не возникало, а разрушенный участок дороги реконструировала другая компания. В ГУП «Оренбургремдорстрой» на этот вопрос по телефону отвечать отказались. Главный инженер предприятия Евгений Епанешников попросил составить официальный запрос. ProOren.ru ожидает ответ от организации.

Руководителем и единственным владельцем ООО «Благоустроитель» выступает Нил Аптикеев. Компания в 2015 году отчиталась о прибыли в 14 млн. рублей при выручке почти 360 млн. рублей. Аптикеев также владеет и управляет компаниями «Жилстрой» (прибыль в 2015 году – 37,7 млн. рублей) и «Строительное управление №7» (прибыль – 3,4 млн. рублей).

Этапы строительства и проезд

По документам заблокированным будет участок дороги на улице Автомобилистов – между улицами Салмышской и Транспортной. Там будет строиться перекресток с Северным проездом.

«Движение автотранспорта производится по параллельным маршрутам», говорится в документах.

На перекрестке улиц Родимцева и Театральной будет строиться большое кольцо. Первый этап – это организация части кольца с Театральной на Родимцева - со стороны проспекта Победы. Это не приведет к ограничению движения.

На следующем этапе будет строиться часть кольца с Родимцева на Театральную – в сторону Конституции. Движение в прямом направлении будет организовано по первому участку кольца, а в обратном – по улице Родимцева.

В это же время будет разрушаться небольшой участок улицы Березки с односторонним движением (с Родимцева до Театральной; внутри кольца). Движение направо – на Театральную – будет осуществляться по Родимцева.

Далее движение будет осуществляться по новому кольцу. В это время будет разбираться участок улицы Родимцева – до Театральной (внутри кольца).

Вырубка деревьев

Несмотря на то, что изначально проходила информация о вырубке 200 деревьев, по проекту эта цифра в разы больше – около 9 000.

Согласно ведомости, будет вырублено 2 401 дерево с диаметром 12-20 см на четырех участках строительства и 6 570 единиц с диаметром 16-30 см на девяти других участках.

Также будет вырублено почти 4,5 гектаров кустарника. Общий вес деревьев, кустарников и пней оценивается почти в 600 тонн.

Противники строительства

После произошедшей блокировки строительства противники продолжения дороги опубликовали петицию. Свое недовольство они связывают, во-первых, с вырубкой деревьев, во-вторых, с прохождением проезда близ жилых домов. В-третьих, они считают, что не будет достигнута главная цель – пробки в этой части города не исчезнут.

В Оренбурге запланирован митинг против строительства дороги. Его организатором выступает координатор оренбургского штаба Алексея Навального Наталия Трубачева, которая живет в одном из домов на Северном проезде. Предполагается, что на улицу выйдут до 1,5 тысяч человек. Они будут обсуждать «проблемы строительства автомагистрали проезд Северный в СВЖР» и защищать «зеленые зоны Дзержинского района». По плану митинг состоится недалеко от дома №9 на улице Брестской 17 июня с 12.00 до 17.00.

По факту несогласия жителей окрестных домов с действиями оренбургской мэрии свою проверку начала городская прокуратура.

Предложение недовольных

На первой встрече с городскими властями жильцы предложили альтернативное решение. Дорога, по их мнению, может пройти по просеке в центре лесополосы. Это позволит отдалить участок дороги от близлежащих домов и снизить количество вырубленных деревьев.

Однако в этом случае дорога может упереться в кадастровый участок, где в будущем должен расположиться Спортивно-оздоровительный комплекс «ЛекарьГрад». По кадастровой карте на территории 40 тысяч квадратных метров лесополосы находятся земли стоимостью 78 млн. рублей для размещения объектов специального назначения.

В налоговой ООО спортивно-оздоровительный комплекс «ЛекарьГрад» был зарегистрирован еще в 2005 году в 63 доме по улице Одесской. Организация прекратила свою деятельность 4 мая 2017 года. Ее руководителем и владельцем 25% уставного капитала выступал Олег Файзулгафаров (является директором базы отдыха «Берендей» и был руководителем ликвидированного «Центра дизайна 'Город'»). Другими владельцами организации являлись Леонид Шорохов, Любовь Юдина и Василий Князев.

На встрече с жильцами домов начальник управления строительства и дорожного хозяйства оренбургской мэрии Рита Гончарова объяснила, что «ЛекарьГрад» «выкинули» из кадастра. «'ЛекарьГрад' никогда строиться не будет», - заверила представитель администрации недовольных. Но перенести строительство в просеку невозможно.

Предложение властей

На вторую встречу жильцов с представителями муниципальной власти пришло около 30 человек. Все они окружили начальника управления строительства и дорожного хозяйства города Риту Гончарову и, перекрикивая друг друга, пытались донести свою точку зрения.

Рита Гончарова призналась, что деньги на дорогу из федерального бюджета выделили неожиданно для муниципальных властей и впервые за долгое время. Если эти средства не израсходовать, то их придется вернуть в Москву. «Мы после этого не получим денег 100-200 лет!», - объясняла позицию мэрии чиновница.

Она пыталась рассказать о предложении властей, но не смогла: жильцы постоянно ее перебивали. Недовольные в своих выступлениях пытались доказать, что продолжение Северного проезда по этому маршруту незаконно. Представитель администрации была непреклонна: «Я в законе». На все претензии Рита Гончарова предлагала обращаться в суд и пообещала в случае воспрепятствования строительству дороги взыскать средства, выделенные на дорогу по федеральной субсидии, с несогласных.

Дорогу нельзя переносить в просеку, потому что она находится в рекреационной зоне города, объясняла чиновница. Власти могут использовать только землю в границах домов Северного проезда и линии электропередачи.

Власти предлагают на свой страх и риск немного подкорректировать проект. Во-первых, можно немного сместить Северный проезд от дома, дорога к которому прилегает ближе всего. Это можно реализовать за счет уменьшения размера разделительной полосы.

Во-вторых, было решено не вырубать деревья на разделительной полосе. Ранее там планировали посадить газон.

***

В итоге жители столкнулись не столько с федеральными деньгами или старым генпланом, а сами с собой. «Почему нас не приглашали на публичные слушания и почему нас заранее не спрашивали об этом?» - вопрошали они.

Они могли лоббировать изменения генплана, например, когда в него вносились поправки в 2015 году. Они широко анонсировались. О них писали все региональные СМИ. Однако этого не произошло – заблокировать строительство дороги решили по факту.  

«Мы не пришли к общему мнению. Что будем делать?» - спросил под конец встречи с Ритой Гончаровой один из жителей.

«Мы будем строить», - уже спокойно резюмировала она.