Монах и бес. Это ли не чудо?

21:30 / 14 октября 2016
В четверг, 13 октября, в киноцентре «Космос» прошел специальный показ фильма Николая Досталя «Монах и бес». В 2016 году кинолента получила приз федераций киноклубов России и была названа лучшим фильмом российских программ по результатам рейтингового голосования.

Николай Досталь давно известен любителям отечественного кино. В качестве второго режиссера он принимал участие в создании ленты «По семейным обстоятельствам», разобранной на цитаты. Самостоятельными работами мастера стали любимые зрителями «Человек с аккордеоном», «Маленький гигант большого секса», «Полицейские и воры». Эти работы режиссера отличались особенным умным и мягким юмором и умением сочетать смешное и грустное так, как это обычно сочетается в реальной жизни.

Автор сценария Юрий Арабов также хорошо знаком искушенному российскому кинозрителю. Именно он написал сценарий «Фауста» Александра Сокурова. Именно по его роману был снят фильм «Орлеан», воплотивший традиционный для Арабова мотив богоискательства, чуда и бесовщины, эстетику абсурда и гротеска.

«Монах и бес» повествует о симпатичном юродивом монахе Иване, «Семеновом сыне». Этот персонаж отлично встраивается в ряд образов, созданных Досталем за последнюю четверть века. Он прямой потомок и Коли из «Облака-рая», и Пети из «Пети по дороге в Царствие Небесное».

Имеется у фильма и первоисточник - православное житие Ивана Новгородского, из которого Досталь почерпнул и путешествие с бесом в Иерусалим, и эпизод с возвращающимся к берегу плотом. Житийные сюжеты в фильме объединены в единое целое с биографией реального человека - жившего в XIX веке недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря юродивого Ивана Шапошникова, умевшего лечить людей и якобы обладавшего даром предвидения.

Церковная тематика впервые была затронута Досталем еще во время работы над телесериалом «Раскол». В нем история церкви была рассказана как трагедия, коснувшаяся судеб тысяч людей. Новый же фильм режиссера представляет собой скорее фантастическую провинциальную полукомедию-полупритчу. В ней вновь слышен тот самый авторский стиль, от которого приходят в восторг завзятые интеллектуалы, но и те, кто «попроще» тоже получают удовольствие.

Несмотря на то, что лента вышла на экраны совсем недавно, она уже активно обсуждается на форумах и в соцсетях. Реакция на нее оказалась совсем неоднозначной. Есть восторженные отклики, но есть и откровенное непонимание, для кого и зачем был снят фильм. Люди ждали «чего-то каверзного и острого по отношению к церкви», жаловались, что без спецэффектов вторая часть фильма оказалась затянутой и слишком философской. Многие констатировали, что «"Монах и Бес" рассчитан на людей интеллектуальных, увлечённых философией и теологией, способных моментально оценивать мудрость и иронию, заложенные в диалогах Ивана и Легиона».

С другой стороны, фильм Досталя и Арабова – это как раз фильм из разряда «для всех». Каждый может найти в нем что-то такое, что доставит удовольствие от просмотра – комичные ситуации и спецэффекты или тонкий юмор и глубокую мысль. Это фильм не о «плохой» или «хорошей» церкви. Это фильм о вере. О вере, которая может проявлять себя совершенно по-разному. Кто-то, как настоятель монастыря, будет упрямо твердить (скорее самому себе, чем окружающим), что чуда нет, а вера – она и без чудес должна жить в душе человеческой. Другой, как государь император, поверит чудотворцу из захолустья, поплюет на платочек, потрет рессору, да и доедет чудесным образом до столицы. А третий, как Иван Семенов, победит с помощью веры своего внутреннего «Легиошу».

А еще фильм очень способствует тому, чтобы ум человеческий чаще испытывал такое «специфическое состояние», как мудрость. Показ фильма в «Космосе» продолжится до 19 октября. Рекомендуем к просмотру!

Читайте также: